Без некоторых фильмов невозможно представить себе новогодние праздники. А какой Новый год обходится без «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова? Есть даже такой анекдот: “Посмотрев на прошлой неделе фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром», половина россиян инстинктивно отметила Новый год!”...
Мы прогулялись по местам съемок первой части шедевра Эльдара Рязанова.
Экспериментальные дома с типовыми квартирами
Знакомый адрес: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Здесь в новогоднюю ночь встречаются два одиночества: нетрезвый хирург и растяпа-учительница. Но личная драма Ипполита разыгралась в другой географической точке. И отнюдь не в Питере!
3-ю улицу Строителей превратился столичный проспект Вернадского. Там действительно есть дома-близнецы — № 113, 119 и 125. Но они вопреки утверждению в фильме были не типовыми, а, наоборот, экспериментальными. И было их ровно три на всю Москву. Сейчас это, конечно, вполне заурядная панель, но тогда они выглядели очень новаторскими.
Актеры грелись у лифта
Московскую квартиру снимали у дома № 125. Здесь еще живут очевидцы съемок.
- Наша квартира на втором этаже, — рассказывает пенсионерка Раиса БАНДРОВСКАЯ. — Естественно, я подглядывала за съемками. Так Рязанов ругался: «Женщина со второго этажа! Уйдите из кадра!» Грозил кулаком.
Потом режиссер нашел с любопытной общий язык, и Раиса Хамзановна отпаивала замерзших актеров теплым чаем.
- Они скромно грелись у лифта, — вспоминает Бандровская. — Брыльска почти не говорила по-русски. В квартиру заходить стеснялась. Приходилось чай выносить на лестницу.
Снежки Лукашину лепили дети
Через минуту Лукашин начнет бросаться снежками. Их для актера лепила местная детвора.
В соседнем дворе снимали питерские сцены: как приезжает пьяный Лукашин, как Надя достает из сугроба фото, как уезжает разгневанный Ипполит.
И в этом доме нашлись свидетели — Элеонора КЛЯЩИЦКАЯ с первого этажа.
Незадолго до того, как ударили последние заморозки, случилась оттепель. Снег почти растаял. Сугробы наметали из бумажных снежинок. Метель организовывали с помощью ветродуя, специальной штуки типа вентилятора, которую используют киношники.
По сценарию Лукашин кидает в уезжающего на «Жигулях» Ипполита снежки. Но снег-то почти весь стаял. Поэтому снежки лепила дочка Элеоноры Леопольдовны четырехлетняя Аленка. Она с радостью находила остатки снега в самых тенистых местах, куда еще не добралось весеннее солнышко.
Подъезд с тех пор не сильно изменился. С него лишь сняли бутафорский номер дома. Правда, вид на церковь немного подпортил построенный уже после съемок Театр на Юго-Западе.
По сценарию от квартиры Лукашина до Надиного дома — почти семьсот километров. На деле — не больше семиста шагов.
Географические особенности комедии
Основные уличные сцены снимали в марте. Метель в итоге вышла нарочито сильной – бумажные снежинки гоняли ветродуями.
А вот панораму зимней заснеженной Москвы сняли позднее. Уже зимой 1974 года. Поэтому мы видим занесенные снегом домики деревни Тропарево.
В начале фильма мы видим панораму района, снятую с крыши дома 109 по проспекту Вернадского. На первых кадрах хорошо видна церковь Михаила Архангела в Тропарево (1693-1701 г.) Тогда еще недействующая и лишь слегка приведенная в порядок.
За ней –домики деревни Тропарево. Это была самая настоящая деревня: с печными трубами и огородами. Снесли ее к началу 1980-х.
Вторая часть панорамы — вид на север, на новые панельные дома Юго-Запада, еще не заросшие деревьями. На кадрах панорамы мелькают дома ГДРовского посольства (Вернадского, 103 к.1).
Что еще снимали на Вернадского?
Сцену, когда Лукашин, изгнанный из квартиры Нади, ждет на углу автобус.
Тогда это была булочная. Актеры ходили туда греться. Потому что ботиночки действительно были «на тонкой подошве». Сейчас это банальная аптека.
Сцену, когда пьяный хирург приезжает из аэропорта. Снимали вот у этого подъезда.
Кстати…
3-я улица Строителей в Москве все-таки была! Но в 1958 году ее переименовали. Теперь это улица Марии Ульяновой.
ЛЯПЫ
Ну, а ляпов всегда много, наверное, в каждом фильме есть. Но наверно, это не повод усомниться в мастерстве режиссера, оператора и т.д.. В жизни нет ничего идеального…
Самый первый начинается уже с первых кадров фильма. Опечатка в слове «исключительно» в предисловии к фильму:
Очень знаменитый ляп: когда Мягков выкидывает из окна фотографию Юрия Яковлева, потом Надя подбирает фотографию Олега Басилашвили. Всё потому, что это сняли раньше, и роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили. У актера в то время умер отец, и его пришлось заменить на Яковлева).
Лукашин заказывает разговор с Москвой по телефону зелёного цвета. В последующих сценах телефон красного цвета. Киноляп с якобы двухцветным телефоном Нади оправдан. Было два телефона: красный в комнате и зеленый в прихожей (заметно при появлении подруг Нади).
На самом деле телефонов в новостройке еще не было. Свидетели съемок помнят, как Юрий Яковлев без конца бегал к телефонной будке звонить домой — предупредить, что задержится еще на пару дублей.
Лукашин летит в Ленинград на Ту-134, но когда показывают салон самолета, оказывается, то это либо Ил-62, либо Ту-154 с тройными рядами кресел (у Ту-134 два по два):
Но с приземлением самолета ляпа нет, т.к. приземляется действительно Ту-134, а не Ту-154, турбины перед хвостом не заметно.
Когда Надя едет на Московский вокзал, она по пути меняет таксиста:
Хохма с такси получилась долгоиграющая: героиню честно привозят на Московский вокзал, но потом она где-то за кадром совершает марш-бросок по Невскому на канал Грибоедова и покупает билеты в Центральной железнодорожной кассе.
Многие уже помнят номер телефона Нади наизусть - 14-50-30 (тогда в Питере были шестизначные номера). Но в ее доме на табличке возле лифта написан телефон московской аварийной службы: 241-64-44. Ну еще бы! Дом-то, где все это снималось, московский. Неудивительно, что та же самая табличка висит около лифта в доме Жени.
С посудой вообще финиш - все в постоянном движении. Например, при появлении Нади в своей квартире. Хорошо, допустим, Надя переставила посуду и долила морса в кувшин, пока Лукашин спал незамеченным. Но позже, когда она его замечает, вся посуда опять разбредается по столу.
В прихожей Нади кто-то постоянно перекладывает коробки, доски и чемоданы:
После исполнения «Если у Вас нету тети» Женя передает Наде гитару так, что гриф по отношению к ней оказывается справа. Но Надя, конечно, не Джими Хендрикс, и при смене кадра она умудряется развернуть корпус на 180 градусов.
По ходу дела кто-то незаметно отламывает одну из ручек на шкафу «стенки» Нади.
Мама Жени забирает у его друга бутылку шампанского дважды: первый раз еще во время разговора, второй - когда уже захлопывает перед ним дверь. А ведь герой Ширвиндта приходил с одной бутылкой!
На проигрывателе Нади установлена пластинка то с красным, то с синим ярлычком в центре:
Подходя к такси в Пулково, Женя кинул то ли веник, то ли букет (что-то ярко-зеленое) в сторону мужиков и споткнулся. Мы видим его портфель, из которого ничего не торчит. Позже на сиденье в такси лежит это что-то ярко-зеленое. Далее показывают Женю с уже нагло торчащим веником из портфеля, без намека на яркие расцветки.
Психанув, Ипполит уезжает на капитально заснеженной машине, особенно сзади, но почему-то именно через заднее стекло прекрасно видно бегущего за ним Женю. Снег на машине исчезает мгновенно.
Насчет искусственного снега, который есть только на земле, многие, наверное, слышали. Ну не было в ту зиму снега в Питере, пришлось раскидывать вату. Да и когда Надя выходит погулять, на ее шапку падают квадратные «снежинки».
Сцена с автородео Ипполита тоже веселье: сначала он крутится около Исаакиевского собора, потом вдруг оказывается на другом берегу Невы (врубается подсветка прожекторами), потом вертится непонятно где. В итоге какой-то самосвал уже утром(!) высыпает на него снег, а потом опять наступает ночь!
На машину Ипполита самосвал высыпает полный ковш снега. Сомнительно, что самосвал работал в новогоднюю ночь (тем более ровно в полночь). Интересно, что проезд по городу вообще снимали весной 1975 года, когда никакого снега вообще уже не было (процесс съёмок был описан в одном из номеров журнала «Советский экран» в 1975 году, ещё до первого показа фильма по ТВ). Самое смешное, что после такого количества снега на машине Ипполита — ни царапинки.
Когда Ипполит смотрит телевизор (Надя в это время надевает платье), мы можем заметить участника (скорее всего участницу) съёмочной группы, который случайно попал в кадр. Оператор (Нахабцев Владимир Дмитриевич) это замечает и резко делает "наезд", что позволяет убрать человека из кадра.
Ипполит заходит в подъезд, снимая перчатки. Идя к лифту, он снимает перчатки ещё раз
В сцене, когда Женя в своей квартире дурачится над столом в присутствии своей мамы, у неё на плече висит полотенце. В следующем кадре оно исчезает, затем появляется снова.
Расстроенная Надя гуляет в предрассветной мгле по Питеру по набережным Невы в районе Петропавловки.
Впрочем, ее прогулка — с подвохом, — на пару секунд в кадре за ее спиной мелькает Москва. А именно — 1-й Краснокурсантский проезд в Лефортово в районе Екатерининского дворца. За спиной актрисы проезжает типичный московский трамвай серии МТВ-82. В Питере такие тогда не ездили.
Тот же переулок и трамвай МТВ-82 видны и когда Ипполит выходит из телефона-автомата после первого звонка Наде.
Кроме того, маршрут ночной прогулки Нади по Ленинграду (Исаакиевская площадь, Петропавловка, Александринский театр) в реальности занял бы несколько часов.
Временные коллизии
Женя прилетает в Ленинград в 21:10. В доме Нади он появляется в 22:30, потратив на дорогу 1 час 20 минут. Надя приходит домой в 22:45. Жене удалось вздремнуть всего 15 минут.
В совершенно пьяном виде он уходит от Нади позже 11 часов; а когда встречает с ней Новый год и пьёт шампанское, то производит впечатление совершенно трезвого человека. В реальности для этого понадобилось бы не меньше полусуток.
В Пулковском аэропорту пассажир (Готлиб Ронинсон), услышав сообщение о задержке его рейса в Красноярск, сокрушается, что теперь он Новый год в лучшем случае встретит в кресле самолёта, в воздухе. Но в тот момент Новый год в Красноярске уже наступил. Разница с Ленинградом 4 часа. Между тем до Красноярска и так лететь гораздо дольше 2 часов 50 минут, по его же словам, оставшихся до полуночи. Новый год он в любом случае встретил бы в кресле…
Не стоит буквально понимать сказанное, слова пассажира здесь отражают его надежду на то, что задержка будет меньшей чем было объявлено, и самолет поднимется в воздух до полуночи, тогда он сможет встретить Новый год в самолете по ленинградскому времени. Другое дело, для того чтобы встретить Новый год в Красноярске, он должен был вылететь не позднее 16:00…
Надя гуляет по Ленинграду в предрассветной мгле, когда она возвращается домой, уже становится совсем светло, а после этого Женя успевает на первый самолёт в 7 утра, хотя в это время зимой ещё совсем темно.
Согласно фильму, Надя и Женя оба получили свои квартиры три дня назад. Однако, в обеих квартирах уже есть телефоны. В те времена телефоны ставили далеко не сразу. Да и сейчас — далеко не всегда.
Женя предполагает наутро пойти в Эрмитаж. Эрмитаж не работает 1 января, и вряд ли герой мог этого не знать.
Когда Женя летит домой в Москву, у него нет денег на билет, железнодорожный билет, который ему купила Надя он выкинул, а 15 рублей, выданных ему на билет Надей ранее, он отдал её матери. Опровержение: Во время фразы: «…поездом не поеду…» он снова берёт их со стола.
Герой Ширвиндта покупает шампанское и апельсины рядом с Новочеремушкинским рынком.
Разворачивается на 180 градусов и … идет по проспекту Вернадского, что в нескольких километрах от рынка.
Те кто умеют играть на гитаре непременно отметят, что Андрей Мягков видимо взял в руки инструмент впервые только на съёмках "Иронии Судьбы". Как ни уводил стыдливо оператор камеру от левой руки Мягкова на грифе гитары, скрыть это было невозможно.
Андрей Мягков: И никакой иронии судьбы...
Андрей Мягков никогда не играл героев-любовников, его экранные персонажи, скорее, милые недотепы. Но именно им доставалась любовь главных героинь. Эти кинопары смотрелись так гармонично, что никто не сомневался — у Андрея Мягкова на самом деле был роман и с Барбарой Брыльской, и с Алисой Фрейндлих. Но романы на съемочной площадке — это не про Мягкова. Он стопроцентный однолюб.
Вот уже полвека у него роман с одной женщиной — его женой актрисой Анастасией Вознесенской. Они поженились на втором курсе школы-студии МХАТ и до сих пор ходят, держась за руки. Именно благодаря жене Мягков стал популярным актером. Когда после защиты дипломной работы ее пригласили в театр «Современник», она поставила условие: «Пойду к вам только вместе с мужем!» Карьера Мягкова поначалу не складывалась. А вот его супруга сразу стала звездой после съемок в картине «Майор Вихрь». Андрею Мягкову пришлось ждать своего звездного часа целых 10 лет!
Этот час пробил 1 января 1976 года, когда в эфир центрального телевидения вышла комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!» После этого фильма Андрей Мягков проснулся знаменитым на всю страну! Пройти спокойно по улице стало невозможно!
Андрей Мягков стал народным любимцем! А вот карьера у его жены, наоборот, пошла на спад. Творческая ревность — часть жизни любого артиста. Но если это касается супругов, конфликт неизбежен. Особенно, когда один из них популярнее. Такие союзы чаще всего распадаются. Но только не в этой семье! Не каждая жена-актриса сможет уступить актеру мужу. Вознесенская смогла. И стала просто женой знаменитого мужа.
Зрителям кажется, что Андрей Мягков такой же, как его герои: мягкий, славный недотепа, весельчак и немного подкаблучник. Но в фильме зрители увидят , что в жизни актер — полная противоположность своим персонажам. Он ненавидит баню, равнодушен к спиртному, рубит правду-матку. Мягков-режиссер запросто может всыпать своим студентам по первое число! А еще актер пишет портреты! Его работы висят в домах Михаила Горбачева и Галины Волчек. А все началось с желания запечатлеть на холсте любимую жену. Кстати, благодаря Анастасии Вознесенской Мягков стал еще и писателем. Он хотел порадовать супругу. И сочинил детектив. В итоге по книге сняли фильм, а сейчас на подходе еще два романа Мягкова.
Сегодня Андрей Мягков редко снимается. Пришло новое время и новое кино. Мягков с женой не приняли современные законы жизни и не скрывают этого. Мягков никогда не приспосабливался и не собирается это делать впредь, несмотря на то, что они с женой живут небогато. Чета не пускает журналистов к себе домой, чтобы не разочаровать скромной обстановкой. Нет, они не стыдятся этого, но стесняются. Впрочем, и в такой ситуации Мягков не соглашается на работу, которая претит его принципам, даже если на кону стоят большие деньги!
Барбара Брыльска, Валентина Талызина, Андрей Мягков и Юрий Яковлев на съемках фильма "Ирония судьбы. Продолжение"
Компиляция материала – Fox
Новые дома иногда сдавались сразу с телефонами, если встраивались в уже обжитой микрорайон.
ОтветитьУдалить