…Мы все заплатим за тандем

005b5b0b48b2c7297c0b68e9718

На политической доске России грядет перемена мест слагаемых: будь то искусно выверенная рокировка, выжидающий в запасе ход конем или же вовсе разыгранная единой силой партия на двоих с вытекающими жертвоприношениями пешек и дружеской ничьей, все одно — сумма не меняется. Бремя победителя придется тащить на себе народу…

О том, как период предвыборных игр и плодотворный исход любования могут сказаться на конкретных экономических показателях, мы спросили ведущих экономистов.

pics.2

Инвестиции и капитал

Инвестиции голосуют ногами. Тандему удалось-таки внести интригу в политическое будущее России. Пока страна принимает ставки, состояние неопределенности порождает неуверенность. Жертвой политической конкуренции (или умело разыгрываемого спектакля — нужное подчеркнуть) становится бизнес, который на время всех выборных перипетий перемещается в последний ряд зрительного зала, чтобы с безопасного расстояния посмотреть, как будет развиваться ситуация. Информация, так любимая рынком, на время политической игры в демократию превращается в один большой слух.

Пока мы взвешиваем политические риски, мир уже взвесил страновые: путинско-медведевская Россия все так же инвестиционно непривлекательна. Таможенный союз констатирует незаконный вывоз капитала из России за год на сумму $37,6 млрд, сопоставимую с легальным оттоком, который зафиксировал Центробанк.

Программа Медведева, оглашенная на Санкт-Петербургском экономическом форуме, по словам ректора Российской экономической школы (РЭШ) Сергея Гуриева, могла бы обеспечить приток капитала, если бы рынок ей доверял. «У премьера Путина все намного печальнее: он заявлял о таких разных программах, делал столько всего, что развернуть доверие инвестора на единую линию своей политики теперь уже сложно. Россия нуждается в правительстве и главе государства, которые заинтересованы в долгосрочной стратегии экономического роста», — отмечает ректор РЭШ.

putin_medvedev_elections

В чем в минуты неопределенности экономика нуждается больше — в прянике или кнуте? Аналитик «Инвесткафе» Алексей Пухаев считает, что добиться притока капитала возможно за счет жестких мер, направленных на реальную, а не номинальную либерализацию экономики. Однако вряд ли какая-либо из предполагаемых команд Кремля готова пойти на такой шаг: все боятся потерять политический фундамент внутри страны. Эксперт связывает это с тем, что опора текущих «тяжеловесов» — политики-чиновники разного уровня влияния, следовательно, либерализация и уход не государства, а именно чиновников из экономики вряд ли будут катализаторами их лояльности.

Слабость такой позиции прекрасно понимают на Западе и поэтому предпочитают выходить из российских активов и игнорировать длинные вложения в предвыборный год. «Мы можем наблюдать, как здравая инициатива президента по выходу чиновников из советов директоров компаний натыкается на постоянные барьеры, иной раз абсолютно абсурдные. Такой «коррупционный разгул» — основной риск для крупных вложений», — заключает Пухаев.

Причину неоднозначности он видит не в фигуре президента, а в его команде, «будет ли его опорой «старая гвардия» чиновников, которая достаточно дискредитировала себя в глазах населения и западных партнеров, или же это будет совершенно иной фундамент».

Выход из такой ситуации Пухаев видит только один: полное переустройство социально-экономической системы государства. «Вполне вероятно, что разные центры силы будут делать акцент именно на этот фактор», — считает он.

Модернизация

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что необходимы институциональные изменения, направленные на демократизацию. «Нынешняя власть, опасаясь серьезных рисков для своего положения, не решается на этот шаг. Но для экономики, для развития страны это уже не просто благое пожелание, а суровая необходимость», — заявляет экономист.

По его мнению, принципиальная проблема кроется в противостоянии бизнеса и бюрократии, в особенности силовой: давление на бизнес в коррупционных целях, обирание в той или иной форме. Попытки Медведева изменить законодательство выглядят неубедительно. «Российский бизнес отлично знает, что дело не в существовании законов, а в исполнении», — говорит Ясин.

Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев обращает внимание на то, что в последние полгода средний объем сделок по вывозу капитала снизился. То есть в основном вывозят капитал не крупные корпорации, которые занимаются слияниями и поглощениями, а средней руки бизнесмены, приберегающие запасы, так сказать, на черный день. Причем это связано не только с политической ситуацией.

Говоря о тандеме, Владислав Иноземцев признает, что Путин ассоциируется у бизнеса с более жестокой системой управления и более-менее понятными ожиданиями. Что касается Медведева, то программа модернизации, которая заявлялась ранее, реально не выполнена или выполнена в очень малой степени.

picture

Процесс оттока капитала, по мнению Иноземцева, на сегодняшний день стал достаточно устойчивым. «Мы не видим притока. Будет в лучшем случае в два раза больше, чем сейчас, но каких-то крупных инвестиций ожидать не стоит: ну во что они могут быть?! Покупать миноритарные доли в госкомпаниях инвесторы побоятся, а продавать контрольные пакеты власть пока не готова», — говорит экономист. Независимо от исхода выборов Иноземцев ожидает стабильные застойные времена — ни туда ни сюда.

Экс-владелец «Евросети» Евгений Чичваркин считает, что до выборов ситуация будет относительно благоприятная, но когда станет очевидно, что президентское кресло вернется к Владимиру Путину, инвесторы начнут «приседать» из-за боязни «синдрома Лукашенко». «Если будет Путин, то все напрягутся, потому что ни у кого он не ассоциируется с другом бизнеса и сторонником частной инициативы.

Если президентом останется Медведев, то ситуация будет мало чем отличаться от сегодняшней. Но если вдруг они придумают кого-то нового, бизнес, очевидно, будет надеяться и ожидать лучшего», — говорит Чичваркин. При этом бизнесмен убежден, что предвыборный рост заработных плат, пенсий и пособий госсектору благотворно сказывается на объемах розничной торговли.

Также он признает, что многие инвесторы связываются с Россией только за большие гешефты. Поэтому на капитализацию компаний в России по-прежнему значительно влияет «рашн фактор». Как пример политического расклада, при котором возможен наибольший приток капитала, Чичваркин приводит Грузию: транспарентная страна, транспарентная экономика, выжженная напалмом коррупция.

Курс рубля

Текущая власть будет пытаться за счет увеличения социальной нагрузки на государство (которая в конечном итоге ложится на граждан) поддержать свой рейтинг, что в итоге может привести к более быстрому переходу к «дефицитной системе», полагает Алексей Пухаев. При отрицательном платежном сальдо рубль уже должен «держаться» за счет притока инвестиционного капитала (так как ресурс ЦБ будет ограничен).

Все это, при негативном развитии сценария, может привести к тому, что в этот раз плавной коррекции не будет, так как инвесторы, вспоминая события 2008 года, смогут просто «дожать» золотовалютные резервы до нулевых отметок, если власти опять попытаются поиграть в политику «плавной девальвации», уверен эксперт Агентства независимой аналитики.

Евгений Чичваркин исключает возможность колебаний курса рубля, так как у государства достаточно резервов, чтобы им полностью управлять. «Исходя из того, что основные предвыборные ставки делают на бабушек-пенсионерок, у которых есть в заначках 200 долларов и сколько-то рублей, резкие колебания — это последнее, что можно допустить», — уверен он.

RUSSIA-RELIGION-PATRIARCH-ALEXY

Стабильность курса рубля гарантирована, убежден Владислав Иноземцев, так как на сегодняшний день у нас нет того безумного навеса кредитов, который был в 2008 году. «Вряд ли ожидается атака на рубль. Отток капиталов в таких объемах просто невозможен. Сложно предположить, что из страны будет вывезено 150 млрд долларов из собственного капитала. Нефть высокая, валютная выручка тоже.

Импорт растет, конечно, но это не так критично: резервы достаточно большие. Мы опять вошли в коридор между 27-29 рублями, который, возможно, продержится до следующего лета. Главную скрипку в этом вопросе играет Центробанк. Если правительство примет решение завалить рубль и сделать его 40 за доллар, для каких-то целей, допустим, фискальной политики, то нет проблем, это можно сделать. Но если ЦБ ориентирован на стабильность, особенно в предвыборной ситуации, то он не позволит себе сильных колебаний», — говорит Владислав Иноземцев.

Приватизация

Что касается программы приватизации, которая должна принести в казну 32 млрд долларов, то Евгений Ясин считает ее вполне разумной. «Я согласен, но только на определенных началах, когда у вас с одной стороны осуществляется приватизация по закону, а с другой — власть не заменяет формальную принадлежность актива государства давлением на частный бизнес с целью заставить его в будущем заниматься угодной ему деятельностью».

Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский считает, что осуществление программы приватизации будет зависеть от конкретных интересов инвесторов к конкретным объектам. А по мнению Чичваркина, как таковой приватизации не будет. «Если они будут продавать какие-то куски, то сами же себе либо одноклассникам, однокурсникам и участникам дачных кооперативов», — уверен он.

Сергей Гуриев отмечает, что осуществление приватизации не только миноритарных, но и мажоритарных пакетов, как было объявлено президентом на Санкт-Петербургском экономическом форуме, — самый главный тест на то, куда, собственно, движется российская власть. «Если действительно, как говорят Путин и Медведев, Россия не собирается идти по пути государственного капитализма, то мы увидим приватизацию крупных пакетов больших российских компаний», — отмечает он.

В то, что программа будет реализована по сценарию Медведева, не верит Владислав Иноземцев. Специалист считает, что на приватизацию будут выставлены либо малозначимые отдельные объекты, либо миноритарные пакеты акций, покупать которые, в общем-то, нет особого мотива.

466x10000_out__

Предвыборная накачка

Столь неотъемлемую часть предвыборного цикла, как накачку в виде повышения социальных обязательств, по мнению Владислава Иноземцева, стоит ожидать. «Повлиять на экономическую ситуацию она может только в том плане, что сейчас инфляция фактически остановилась, осенью она снова раскрутится. Я думаю, что в конце концов прогноз в 7%, который мы сейчас слышим от зампреда ЦБ Улюкаева, не оправдается. Мы уйдем на 8-9%. Но в этом нет ничего страшного.

Российская экономика приучена жить только в состоянии постоянного роста издержек, постоянной инфляции. Если цены останавливаются, то возникает необходимость сокращать издержки, к чему мы совсем не привыкли. В такой ситуации могут создаться большие вызовы нашей промышленности. Экономика до такой степени не желает использовать резервы внутренней эффективности, что это ей только на пользу», — констатирует Иноземцев.

Сергей Гуриев тоже верит в неизбежность предвыборных денежных вливаний. Хотя расходы и так уже велики. «Дисбаланс неизбежен. Уже сейчас дефицит бюджета исчезает только при цене на нефть 105 долларов за баррель, а в следующем году — уже при 120. Понятно, что это нереалистично высокие цены и дальнейшее увеличение расходов приведет к серьезным макроэкономическим проблемам», — считает он.

Евгений Чичваркин полагает, что «скорее всего, будет повышена вся социалка, но вряд ли это можно назвать накачкой. Бюджет дефицитный и на 2012 год тоже, и если обещать столько, сколько было обещано в предыдущие периоды, до конца шести лет может не хватить денег кормить всех иждивенцев, тем более нынешняя политико-экономическая ситуация их генерирует».

Налоговая политика

Ожидать ли в связи с предвыборным циклом изменений в налоговой политике? Евгений Чичваркин предполагает, что налогов будет больше, их размер увеличится, так как в бюджете дыра из-за постоянного желания его осваивать. Сергей Гуриев уверен, что правительство выполнит решение Медведева о снижении социальных налогов и социальных сборов.

Также он считает, что нас ждет существенное повышение налогов на алкоголь, табак и имущество. Никита Кричевский ожидает репрессивный расклад — усиление налоговой политики при любом раскладе выборов. Владислав Иноземцев убежден, что сейчас нет мотива увеличивать налоги, а снижать их уже хватит. «По природе своей власть снижать налоги не умеет и не хочет. Период до следующего лета это время, когда чем меньше перемен, тем лучше для всех, в первую очередь для власти», — считает Иноземцев.

Цены на недвижимость

На вопрос, как предвыборная суета может сказаться на рынке недвижимости, Евгений Чичваркин отвечает, что ситуация политической неопределенности подтолкнет цены вверх, так как себестоимость растет по всем параметрам. «Власти, скорее всего, закроют вопрос с обманутыми дольщиками. Себестоимость жилья на 70% состоит из взяток, и эта доля растет», — замечает он.

Генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров полагает, что на экономическую ситуацию наиболее негативно влияет преддверие выборов, а после голосования, независимо от результатов, заработает отложенный спрос. «Зачастую люди на подъеме вкладывают в недвижимость за границей. Опыта таких инвестиций в большинстве случаев у россиян нет. Они не понимают, что ничего похожего на цифры, достижимые здесь, в Москве, где возможен контроль, понимание ситуации и использование рычагов влияния, им не светит там. Я бы на чужой поляне не играл», — советует Дзагуров.

Генеральный директор «Велес Капитал Девелопмент» Владлен Волошин уверен, что выборы никоим образом не могут повлиять на цены на недвижимость. «Курс государства определен, а настроения инвесторов ничем не отличаются от настроения полуторагодичной давности. Среди строительного сектора оно такое же унылое, как и было. Рынок как упал процентов на 30–40, так и висит», — говорит он.

Сейчас себя хорошо чувствуют те застройщики, которые строят либо федеральные объекты, либо участвуют в федеральных программах, но таких абсолютное меньшинство. «Впрочем, они себя всегда хорошо чувствуют, независимо от курса правительства», — говорит Волошин.

В завершение Сергей Гуриев отмечает, что самое главное было сказано еще вице-премьером Кудриным: нам нужно избрать власть, которая пользуется доверием народа, которая сможет осуществлять непопулярные меры.

«Россия набрала на себя много бюджетных обязательств, их необходимо сокращать. Нужно, чтобы народ понимал, что власть сокращает расходы не для того, чтобы обобрать народ, а стремится создать все условия для экономического роста и процветания. А для этого ей в первую очередь надо быть некоррумпированной, прозрачной и выбранной на честных выборах», — убежден экономист.

 

источник

…Мы все заплатим за тандем …Мы все заплатим за тандем Reviewed by Симонов И on 14:25 Rating: 5

Комментариев нет:

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта

Технологии Blogger.