Впечатления о знаменитом парке Гуэль (Parc Güell) в Барселоне.
Это одно из ошеломляющих творений гениального испанского архитектора Антонио Гауди, чье творчество определило современный облик столицы Каталонии…
Конец 19-го века ознаменовался для Испании серьезным спадом промышленного производства, вызванного потерей колониальных рынков. Поэтому один из текстильных магнатов, Эусебио Гуэль в поисках альтернативных объектов капиталовложений в разгар кризиса решил инвестировать в недвижимость и заняться, как нынче говорят, девелопментом...
Будучи увлеченным в ту пору утопическими идеями «идеального поселения" , он приобрел в северо-западном пригороде Барселоны участок в 15 га, собираясь устроить на нем коттеджный поселок: с садами, с удобными дорожками, полянами для игр и отдыха... Этот грандиозный план превращения унылой Лысой горы (Monte Pelada)
в зеленую загородную зону граф поручил своему другу Антонио Гауди, которому покровительствовал уже более 20 лет.
Рассчитывая на талант и трудолюбие своего протеже, Гуэль надеялся сделать из малопривлекательного места со скудной растительностью, парковую зону элитной застройки — престижное место проживания состоятельных горожан. Планировалось создать независимую престижную общину, защищенную высокими стенами, воротами и домиком привратника.
Забегая вперед, должен признать что коммерческий проект провалился — для тех кто хотел жить за городом, это было слишком в черте города, а тем, кто искал городских удобств — далековато от центра.
В результате было продано всего два участка, один из которых купил сам Гауди и в результате, наследники Гуэля продали территорию мэрии Барселоны, которая превратила ее во всемирно известный городской парк, включенный в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Топография участка с самого начала наложила на планировку парка определенные ограничения, перепад высот более 60 метров требовал нестандартного решений при прокладке дорог, тропинок и расположения 60 участков под застройку. Гауди сам не планировал проектировать дома в этом парке, он занимался только инфраструктурой, которую продумал, тем не менее, до мелочей...
Главный вход с улицы d'Olot представляет собой красивые ворота из кованого железа, рядом с которыми по обе стороны высятся прелестные павильоны, облицованные цветной керамикой. Изначально они предназначались для администрации парка и привратников, сейчас они заняты кафе и сувенирной лавкой.
За воротами поднимается широкая лестница с фонтанчиками, гербом Каталонии, змеями и мозаичным драконом. Лестница уводит на вершину холма, где разбита огромная площадь-терраса, по всему периметру которой тянется одна длинная извилистая скамья-парапет.
Многие ошибочно считают это мистическое животное, ставшее одним из символом Барселоны — ящерицей, но на самом деле это — дракон, так любимый Гауди образ, как будто сошедший прямо со страниц Апокалипсиса. Расположенный выше зал "Ста колонн", хотя на самом деле свод поддерживает всего 86 изогнутых дорических колонн, имеет характерную для Гауди, не любившему прямых углов, сложную волнистую форму и за счет этого очень хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами.
Элементы и материалы его отделки (осколки бутылочного стекла, тарелок, керамических изделий, которые рабочие собирали прямо на улицах и соседних стройках), наглядно свидетельствуют о том, что Гауди значительно опередил свое время в выборе форм и красок, предвосхитив многие произведения абстракционизма и сюрреализма.
В 1912 г. Гауди закончил зал, увенчав его своим творением, которое считается символом и синтезом его всеобъемлющего искусства: речь идет об ограде сложной изогнутой формы — символе морского змея, опоясывающей верхнюю террасу, обращенную в сторону города. В это мозаичное ограждение встроена скамья, которая тянется по всей длине, повторяя его причудливые изгибы.
По легенде, Гауди, стреиясь выбрать наиболее удобную, анатомически верную форму сидения и спинки скамьи, просил одного из рабочих садиться обнаженным на гипсовую отливку и по полученному оттиску строил все сидение.
Скамью начали сооружать в 1909 году, и она была задумана как функциональный объект: длинная скамья по периметру крыши рынка одновременно служила ограждением и местом для сидения, а просторная, засыпанная песком открытая площадка предназначалась для собраний, а также для фильтрования дождевой воды. Форма скамьи поэтому выбиралась преимущественно с тем расчетом, чтобы обеспечить сток воды и удобные места для сидения в сухую погоду.
От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд. «Гнёзда» выступают прямо из склонов холма и кажутся сросшимися с ним, а внутреннее пространство каменной галереи, организованное при помощи наклона колонн и опорных стен создаёт зачаровывающую игру перспективы.
Узкие извилистые тропинки и широкие дороги на склоне горы, откуда открывается почти весь город, сходятся и вновь разбегаются, вьются серпантином между кустов дрока и агавы, мимо сосен с изломанными стволами и стройных пальм.
В этом чудо-парке камень оживает, а цветы, деревья, животные, напротив, застывают в причудливо сказочном образе. Все это стало почти идеальным воплощением мечты мастера о том, что «архитектурные сооружения не должны бросать вызов природе, но гармонировать с ней и, если возможно, даже сливаться в единый ансамбль».
Первый из домов в парке, служивший образцом для показа, возведен еще 1901 году, а потом были построены еще 2 дома. Один из домов принадлежал другу Гауди адвокату М. Триасу-и-Доменеку, причем он и по сей день принадлежит этой семье. Второй дом на территории парка был превращён Гуэлем в свою резиденцию, которая со временем была передана под муниципальную школу.
Третий особняк, расположенный в центре парка, в здании оригинальной конструкции, находится Дом-музей Гауди (Casa-museu Gaudí), где мастер жил с 1906 по 1926 г. Здесь содержатся личные вещи архитектора, наброски для неосуществленных проектов и мебель, спроектированную им для дворца Гуэль, дома Кальвет и дома Батльо, а также другие личные вещи великого каталонского зодчего.
Отсюда он пешком ходил на свою основную работу своей жизни — возведение Temple Expiatori de la Sagrada Família, о которой расскажу как-нибудь в следующий раз... :-)
Испания, январь 2011 года
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта