Обладательницей первой русской короны посчастливилось стать супруге Петра I - Екатерине I в 1724 году. Ее Петр I решил сделать императрицей незадолго до своей смерти. Вряд ли великий наш государь усмотрел в ней государственные способности. Видимо, он надеялся, что любимая супруга после его смерти не даст погибнуть затеянным им великим начинаниям…
Первую российскую корону из позолоченного серебра венчал замечательный рубин - по-старинному, лал - который купил еще при царе Алексее Михайловиче его посол в Пекине, ученый, дипломат и писатель Николай Спафарий. После смерти Екатерины I этот самый лал из ее короны оказался в короне внука Петра I - Петра II, умершего юношей.
Воцарившаяся затем на российском престоле Анна Иоанновна не устояла перед соблазном украсить свою корону все тем же рубином. Позднее эту корону возложили на голову дочери Петра I - Елизаветы Петровны.
Екатерина II , она же Великая, понимала исключительную важность имперского блеска . И решила затмить великолепием всех монархов, российских и иноземных. Видимо, она грезила Российской Императорской короной еще будучи немецкой принцессой Софьей Фредерикой Августой, как только к ней стал свататься будущий русский император Петр III.
Прошло не так уж много времени, и мечта стала явью. 8 июля 1762 года, то есть на десятый день после расправы с мужем и переворота, появился указ за ее подписью, которым камергеру Ивану Бецкому отпускалось 50 тысяч рублей на расходы по коронации, включая оплату ювелирам.
Первый эскиз короны поручили придворному ювелиру Жереми Позье (1716-1779), выходцу из Швейцарии, но француза по происхождению (в России его величали Еремеем Петровичем).
Но главный ювелир при дворе Георг-Фридрих Экарт забраковал замысел Позье. Получив из казны золото, он сам изготовил ажурный каркас короны, израсходовав килограмм драгоценного металла. Украсил же корону камнями Позье. Экарт все-таки понял: такая роль по плечу лишь Позье.
В дело пошли камни казенных ювелирных изделий. "Я выбрал между вещами все самые большие камни, не годящиеся на модную отделку, отчасти бриллиантовые, отчасти цветные.
Несмотря на все предосторожности, принятые мною, чтобы сделать корону легкою и употребить только самые необходимые материалы, чтобы удержать в ней камни, в ней оказалось пять фунтов весу", - вспоминал Позье в своих "Записках".
Задача оказалась далеко непростой - ведь в касты (гнезда) короны надо было уложить 4936 бриллиантов, 75 жемчужин и знаменитый рубин из короны Елизаветы Петровны (тот самый, что в XVII веке в Китае приобрел для царя Николай Спафарий).
Ювелирное чудо было создано всего за два месяца.
Оценили корону в два миллиона рублей, сумму по тем временам просто фантастическую.
На редкость изящная форма, удачно найденные пропорции короны - это все заслуга Экарта.
Позье же показал себя в подборе бриллиантов и самоцветов, в очень удачном их сочетании; ювелир выявил красоту камней, использовал их игру; очень умело использовал жемчуг, его завораживающее мерцание; удачно нашел переходы от одного цвета к другому.
Заодно были, как положено, изготовлены другие, непременно сопутствующие короне, регалии - держава и скипетр, тоже из золота и серебра и осыпанные бриллиантами.
В архивах сохранились имена талантливых золотарных мастеров, участвовавших в "деле короны" - Ивана Евстигнеева и Ивана Липмана. Да еще ремесленников придворной Алмазной мастерской. За труды всем ювелирам из казны уплатили 8200 рублей.
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта