Эпоха 3D: домашнее задание на завтра…

3DRealD

Около года назад, примерно в это же время, в сетевых сообществах и средствах массовой информации началось бурное обсуждение и освещение грядущего пришествия нового поколения бытовой электроники с поддержкой 3D-технологий. А сразу же после новогодних праздников в Лас-Вегасе стартовала ежегодная выставка Consumer Electronic Show где все компании мира постарались представить хоть что-нибудь новенькое с поддержкой 3D

Именно таков был главный тренд 2010 года с самого начала. Его так и окрестили:

Первый Год Эры 3D

Объективности ради сразу стоит отметить, что новая эра стереовидения  пришла именно на рынок домашней бытовой электроники. В кинотеатрах эта эра началась ещё в незапамятные времена, лишь оживившись в последние годы, а  на компьютерном рынке она наступила с первым появлением в продаже стереоочков NVIDIA GeForce 3D Vision.

Впрочем, мощная 3D-тектоника рынка бытовой техники привела к доброкачественным сдвигам на всех направлениях, смежных с потребительским. За это время владельцами телевизоров, плееров, игровых приставок, компьютеров, ноутбуков и прочей цифровой техники с поддержкой 3D стали миллионы жителей планеты.

Автор этих строк  также на протяжении некоторого времени регулярно снимает, редактирует и публикует фотоснимки и видеоролики в 3D-формате, с большим удовольствием смотрит 3D-фильмы дома и в кинотеатрах, играет в 3D-игры.

Поэтому вопрос «быть или не быть 3D», как вы можете догадаться, в этой статье подниматься вовсе не будет. Безусловно, быть! Скажем больше: задаваться таким вопросом сегодня равносильно сомнениям в перспективах цветного телевидения лет сорок назад или неверию в будущее HD-телевидения десятилетие назад.

Теперь уже никто не говорит о телевизоре или мониторе «цветной», ибо цветная картинка стала столь же обыденным явлением как вилка. Пройдёт совсем немного времени, и из нашего обихода также исчезнут определения вроде «цифровой», «высокой чёткости» и подобные – просто потому, что всё нецифровое и нечёткое канет в Лету за ненадобностью.

Так оно будет и с 3D, не сомневайтесь: рано или поздно все телевизоры будут поддерживать 3D, а уж какой контент смотреть - цветной, стереоскопический, будет выбирать зритель.

Тех, кто уже успел оценить преимущества 3D-технологий в ежедневном быту, диалектика жизни и смерти  стереовидения уже не интересует. Ведь есть более актуальные вопросы, например:

  • когда же счёт фильмам в формате 3D Blu-ray на магазинных полках пойдёт на сотни;
  • когда же пульт телевизора понадобится для переключения между несколькими 3D-каналами;
  • когда же производители телевизоров договорятся о едином стандарте 3D-очков;
  • когда же 3D-телевизоры перестанут отличаться от аналогичных по диагонали 2D-моделей на цену приличного ноутбука;
  • когда же, наконец, возможности просмотра стереоконтента в Интернете станут доступны владельцам нормальных современных домашних и компьютерных систем, без допотопных анаглифных очков;
  • и, кстати, когда же мы сможем приобщиться к 3D на больших экранах вовсе без очков?

И ещё множество других «когда» и «как», вместо одного унылого и неконструктивного «зачем».

С какими настроениями заканчивается «Первый Год Эры 3D»? Уже сегодня при желании можно приобрести 3D-телевизор, 3D-плеер, 3D-фотоаппарат или 3D-видеокамеру; посмотреть фильм в формате 3D Blu-ray  в домашней обстановке, запустить 3D-игрушку на компьютере или игровой приставке. К сожалению, всё это пока требует расходов, значительно превышающих затраты на обычные «плоские» забавы, да и выбор тех же дисков с фильмами пока невелик. 

Кстати, на просьбу прокомментировать итоги первого года «Эры 3D» некоторые российские представительства производителей 3D-оборудования отреагировали с недоумением: какие могут быть итоги, если первая 3D-техника начала появляться на российских прилавках, главным образом, с лета?

Да, первые анонсы действительно прозвучали ещё в январе на выставке CES2010, но с момента начала реальных продаж прошли лишь считанные месяцы, а то и недели, более того, многие интересные новинки появятся на прилавках только к Рождеству! 

Итак, не слишком ли рано подводить итоги? 

Нет, не рано. Как и всё новое, трёхмерные технологии развиваются неравномерно: в какой-то области быстрее, в какой-то медленее. Эта статья – попытка проанализировать сложившуюся ситуацию со всех сторон и попытаться заглянуть в ближайшее будущее: без прикрас, без рекламной мишуры, но и без унылого пессимизма.

Всё будет хорошо. Но не сразу

Для перечисления основных проблем, стоящих на пути проникновения 3D–технологий в быт, много пальцев загибать не придётся. Это, прежде всего, критически малое количество 3D-контента. На второе место по праву стоит поставить высокую цену бытовой 3D-техники. Наконец, также стоит иметь в виду практически полное отсутствие мест, где можно посмотреть современное стерео своими глазами, оценить, за что предлагается отдавать немалые деньги, и,  если понравится, хотя бы начать мечтать об этом.  

Какая из этих проблем более критична - сказать трудно, но свежие цифры исследований рынка аналитиками маркетинговой компании DisplaySearch по итогам трёх кварталов 2010 года, свидетельствуют: интерес у массового покупателя к приобретению 3D-телевизоров есть, но спрос не так велик, как мог бы быть.

Снижение цен на 3D-модели, особенно по сравнению с ценами на «традиционные» 2D-телевизоры сравнимых диагоналей и характеристик, а также насыщение прилавков фильмами, играми, записями спортивных и развлекательных телепередач в объёмном формате, считают аналитики, увеличит спрос многократно, и произойдёт это в ближайшие годы.

В DisplaySearch полагают, что в 2010 году будет продано лишь 3,2 млн 3D-телевизоров (из них порядка 1,6 млн в США), однако уже в 2014 продажи взлетят до 90 млн. С учётом этой динамики, доля рынка моделей с поддержкой 3D прогнозируется на уровне 2% в 2010, с последующим ростом до 41% в 2014 году.

Современные бытовые и компьютерные 3D-технологии обладают определённой спецификой, выраженной в необходимости надевать специальные очки для просмотра объёмного контента. В связи с этим можно предположить, что часть потребителей будет равнодушна к покупке такой техники вплоть до появления экранов с приемлемым уровнем реализации эффекта автостереоскопии, то есть с возможностью восприятия стереокартинки «невооружённым глазом».

Тем не менее, большинство потенциальных покупателей всё же благосклонно относятся к необходимости надевать очки ради новых ощущений; другое дело, что сегодня они не планируют тратиться на технологии, да ещё с переплатой, насладиться которыми можно будет только в будущем, по мере роста доступности соответствующего контента.

Таким образом, можно говорить о своеобразном формировании отложенного спроса на 3D-технику. Косвенным подтверждением этому тезису служит нынешняя статистика продаж в Западной Европе, где сбыт дополнительных 3D-очков остаётся крайне низким, и в большинстве стран соотношение продаж очков к продажам 3D-телевизоров остаётся близким к 1:1. Это означает, что телевизоры, даже с поддержкой объёмного видеоряда, по-прежнему используются преимущественно для просмотра традиционного контента, в то время как 3D остаётся экзотикой, редко востребованной опцией. 

Если «копнуть» тенденции современного рынка телевизоров чуть глубже, на поверку выясняется, что сегодня 3D-функциональность является наиболее заметным явлением, скорее, в маркетинговом плане, для привлечения внимания покупателей. По настоящему революционным явлением, хотя и проистекающим в своеобразном «латентном» режиме, можно назвать бурный рост в секторе так называемых «подключенных ТВ» (Connected TV), то есть телевизоров, способных получать контент непосредственно из Интернета.

По данным аналитиков DisplaySearch, объёмы продаж интернет-телевизоров только в 2010 году составят примерно 40 млн. штук, а к 2014 году объём продаж вырастет до 118 млн штук. Рост популярности «подключенных ТВ» во много связан с бурным развитием сервисных платформ – вроде Google TV, предлагающих различные форматы просмотра и оплаты контента интернет-вещания, хотя определённую долю контента пользователи IPTV всё же получают бесплатно, главным образом, с сервисов бесплатного фото- и видеохостинга.

Скорее всего, дорожки трёхмерного и интернет-телевидения сойдутся в более-менее близкой перспективе. Однако это уже будут другие телевизоры.

Когда же 3D-технологии выберутся на просторы  Интернета?

Можно хоть до хрипоты спорить о перспективности (или бесперспективности) 3D-технологий в ближайшие годы, однако без Интернета становление стереовидения нового поколения никак не обойдётся. Кстати, сегодня вообще что-нибудь обходится без Интернета?

Нет смысла затрагивать в этой статье аспект распространения IP-вещания: технических сложностей на пути развития 3D интернет-телевидения нет, поэтому появление таких услуг – лишь дело времени и денег.  Вряд ли какие-то серьёзные проблемы встанут на пути онлайновых игровых сетей с 3D-контентом. Так, Nintendo уже в следующем году планирует запуск чего-то подобного для своих игровых консолей 3DS.

Другое дело – «живой» онлайновый просмотр фотографий, видеороликов и телетрансляций стереоформате. В идеале – желательно и вовсе в окне браузера. Где всё это?

К сожалению, на сегодняшний день процесс стандартизации способов просмотра 3D-контента в Интернете находится в зачаточном состоянии. Есть отдельные замечательные и просто потрясающие примеры.

Например, канал NVIDIA 3D Vision Live. Также встречаются попытки помочь любителям 3D в реализации онлайнового просмотра фотографий – вроде стерео-браузера MISAKI или 3D-сервиса YouTube. К сожалению, в большинстве случаев речь идёт преимущественно о работе с анаглифическими очками, а в случае с 3D Vision Live, где есть полноценная поддержка активно-затворных очков, технология пока находится в бета-версии и ещё не вышла на просторы Сети в виде широкодоступного онлайнового сервиса для закачки и просмотра собственного контента.

И это притом, что количество компьютеров и ноутбуков с поддержкой 3D-технологий в настоящее время явно превышает, скажем, число 3D-телевизоров. Было бы что смотреть в Сети сегодня - без сомнения, спрос на 3D-технику был бы выше.

По мере распространения фото- и видеокамер для самостоятельной бытовой стереосъёмки, спрос на онлайновые 3D-сервисы будет только усиливаться, а в перспективе может стать одним из решающих факторов роста продаж настольных, мобильных, планшетных и даже карманных компьютеров с поддержкой 3D.

Более того, после появления своеобразного «мостика» – программной технологии NVIDIA 3DTV Play, просмотр компьютерных 3D-богатств стал полностью доступен на больших экранах 3D-телевизоров. Так что теперь остался лишь один логичный шаг: кто первым создаст полноценные онлайновые сервисы по хранению и просмотру 3D-контента – того и тапки.

Zadnost не порок?

Надеюсь, большинство читателей 3DNews хоть разок, но ходили в кинотеатр на сеанс объёмного кино. Завсегдатаи таких сеансов так же не могли не заметить, что цена билетов на 3D-фильм обязательно выше, нежели на обычный фильм на то же самое место.

В кинопрокате прошёл ряд весьма кассовых 3D-фильмов с миллиардными доходами, например, "Аватар"  ($2,73 млрд). Успешны были премьеры стереофильмов "Алиса в Стране Чудес" (Alice in Wonderland) , "Битва титанов" (Clash of the Titans), "Мегамозг 3D" (Megamind), "Чудаки 3D" (Jackass) и другие. В то же время, есть множество провальных примеров, таких как "Кошки и Собаки: месть Китти Галор" (Cats & Dogs: The Revenge of Kitty Galore),  или "Шаг вперёд 3D" (Step Up 3D).

Наши коллеги из The Financial Times проанализировали ситуацию с наценкой на билеты 3D-сеансов, послушали мнение профильных аналитиков и пришли к выводу, что 3D-кино может загубить... сам Голливуд, если, конечно, вовремя не перестанет жадничать. Ведь цена билетов на 3D фильмы в США в среднем составляет $11 против $7,5, за обычный сеанс. Соответственно, в среднем надбавка составляет примерно 50%. В российских кинотеатрах, судя по собственному опыту автора, цены на билеты всё же немного выше, но ценовая разница примерно сравнима.

Пока что зритель мирится с необходимостью переплачивать ради дополнительных эффектов и ощущений, однако  необходимость надевать очки, да ещё и для просмотра фильмов  далеко не всегда высокой художественной ценности, время от времени бьёт по этому энтузиазму.

Иными словами, стереокино – неплохой инструмент для получения дополнительной прибыли, но пользоваться им нужно умело, не подвергая лишним испытаниям 3D-энтузиазм зрителей.

Между тем, киношникам, которых более других винят в недостатке качественного 3D-контента,  также есть на что пожаловаться. В этом плане очень познавательным было недавнее выступление Джеймса Кэмерона (James Cameron), известного режиссёра, пионера современной 3D-революции с его знаменитым фильмом Avatar, с которого, возможно, эта революция толком только и началась. В своём выступлении он успел пройтись по всем актуальным вопросам продвижения 3D и, судя по экспрессии, у него накипело.

Так, Кэмерон совершенно уверен, что главным двигателем популярности 3D для дома станет не его знаменитый Avatar, и не другие 3D Blu-Ray фильмы, тем более что они пока достаточно малочисленны, и резкого прироста таких фильмов в ближайшее время ждать не приходится. По его мнению, основным двигателем популярности 3D для дома станут те же мотивы, которые послужили распространению HD-телевизоров, а именно - спортивные, музыкальные передачи, развлекательные шоу. Ключевая фраза Кэмерона по этому поводу заслуживает полного цитирования:

«Мы не можем делать фильмы [вроде] «Аватара» ещё быстрее, чтобы помочь продвижению 3D, однако, думаю, что это придёт от спорта. Это придёт от музыки. Это придёт от комедий. Я ещё не видел ничего, что не подходило бы для 3D. Представляете, я смотрел турнир мастеров гольфа в 3D. Я ненавижу гольф. Никогда не смотрел гольф и миллион лет бы его не смотрел, но, представьте, смотрел, и мне понравилось, потому это было в 3D. Это было по-настоящему круто».

В целом, Кэмерон достаточно оптимистично отзывается о ближайших перспективах домашнего 3D, по его мнению, в ближайшие годы можно ожидать быстрый рост популярности. Неоднократно упомянутое отсутствие достаточного количества контента Джеймс Кэмерон увязывает с такими специфическими факторами, как недостаточное количество 3D-камер, и, самое главное, недостаточное число специалистов, умеющих обрабатывать такой контент.

Тем не менее, считает Кэмерон, как только будет пройден этот начальный момент «раскрутки маховика»,  кривая популярности 3D «может взмыть практически вертикально».

Кто заплатит за появление 3D-контента?

Никто не сомневается, что в конечном итоге за все 3D-удовольствия заплатит конечный потребитель из своего собственного кошелька. Но прежде чем потребитель станет массовым, раскошелиться и вложиться в продвижение 3D-технологий придётся как производителям бытовой и компьютерной техники,  так и производителям фильмов, телепередач, игр и так далее. Так оно, в сущности, и происходит - сейчас мы наблюдаем этот процесс в динамике. Другое дело, что далеко не все стороны этого процесса готовы тратить значительные суммы ради призрачных дивидендов.

В этом плане весьма показателен недавний опыт перехода крупных студий на вещание в формате HD. Так, по словам Дэвида Хилла (David Hill), главы Fox Sports, переоборудование всех студий компании обошлось им в кругленькую сумму - $18 млн. Несмотря на это, переход на HD-формат вещания не привёл к появлению дополнительной рекламы и увеличению доходов компании.

Такая точка зрения, разумеется, не лишена определённой доли лукавства: где бы в конечном счёте остались компании, не перешедшие на HD-вещание. Вероятно, о доходах вовсе пришлось  бы забыть. Тем не менее, предвидя массовый переход на 3D-вещание, многие производители телевизионного контента опять задаются вопросом: если мы в результате масштабного перехода на HD-формат получили расходы вместо дополнительных прибылей, где гарантия, что прибыли появятся при переходе на 3D?

И самый главный вопрос: если телекомпании ничего не заработали на многомиллиардном переходе к HDTV, кто же получил эти все эти деньги, и кто получит выгоду при последующем переходе на 3D? Кто, наконец, должен оплачивать переход на 3D-вещание?

Долго «крайнего» искать не придётся: прибыли достаются, главным образом, производителям техники. Из этого совсем не вытекает, что все расходы по производству, показу, продвижению и продажам 3D-контента  также должны ложиться на их плечи, но  определённый резон в таких умозаключениях, согласитесь, есть.

Если взять за пример аналогию с компьютерным рынком, здесь таким «локомотивом» продвижения 3D-технологий в своё время  выступила компания NVIDIA. Выпустив в своё время на рынок действительно массовый продукт – стереокомплект 3D Vision, проведя мощную сертификационную компанию с производителями видеокарт и мониторов, плотно работая с разработчиками игр и серьёзно вкладываясь в рекламу, NVIDIA вполне заслужила снять сливки с рынка, фактически ею же и образованного.

К счастью, производители бытовой 3D-техники и без сторонних подсказок прекрасно понимают, что медленное насыщение рынка новинками на дисках 3D Blu-ray, ограниченное количество способов изготовления пользовательского 3D-контента, недостаточное количество каналов стереовещания значительно тормозят продажи 3D-телевизоров. Так что помимо работ по снижению цены 3D-техники, которые полностью в их компетенции, производители вынуждены помогать Голливуду и телевещателям в насыщении рынка 3D-контентом.

И в этом плане уже имеются прекрасные примеры сотрудничества телекомпаний и производителей телевизоров, в том числе в России. Так, в октябре компания НТВ-ПЛЮС с помощью и при всемерной технической поддержке компании Panasonic запустила первый в России телеканал в формате 3D - «НТВ-ПЛЮС 3D by PANASONIC».

Сегодня этот канал в составе HD-пакета доступен всем абонентам компании, обладающим ресивером НТВ-ПЛЮС HD, телевизором с поддержкой 3D и активными очками. Наглядным примером также является поддержка компанией Sony Professional Europe  стереосъёмок финальных игр Кубка Мира по футболу в Южной Африке и Кубка по гольфу Ryder Cup 2010, показанных в 3D-эфире канала Sky Sports, а также компанией LG стереорепортажа канала CBS с мужского баскетбольного финала NCAA Final Four. Примеров подобного сотрудничества очень много и со временем будет ещё больше.

3D-технологии в России: текущая обстановка

К сожалению, Россия по-прежнему отстаёт от развитых стран мира по динамике распространения цифрового телевидения. Какие уж тут 3D-технологии, если безусловный переход на цифровое телевещание, завершившийся в США в прошлом году, в Российской Федерации продлится до 2015 года – между прочим, фигурирующего в планах Международного Союза электросвязи в качестве последнего срока перехода на цифровое телевещание.

Процесс замены старых аналоговых телеприёмников на современные цифровые модели, и без того отстающий от мировых тенденций, в некоторой степени затормозился из-за прошлогоднего кризиса. Напомним, что в 2009 году ВВП России сократился на 7,9%, а в 2010 году ожидается лишь небольшой рост: порядка 3,1% по оценке Министерства финансов РФ, 4,3% по оценке МВФ, или 4,5% по оценке Всемирного Банка.

Так что старые аналоговые телевизоры, да ещё на старинных электронно-лучевых трубках, которые сегодня крайне сложно или просто невозможно купить во многих странах мира, пока ещё встречаются на полках российских магазинов, а уж кто тут больше виноват – медленное развитие цифровых каналов или кризис, дело третье.

Аналитики маркетинговой компании iSuppli полагают, что аналоговые телевизоры полностью исчезнут с российских прилавков только через 4-5 лет. В то же время продажи плоскопанельных моделей телевизоров в России в 2010 году составят примерно 5,9 млн, что на 18% превышает 5-миллионный рубеж, достигнутый в 2009 году.

К 2014 году, по предварительным прогнозам iSuppli, доля продаж ЭЛТ-телевизоров снизится с нынешних 16% до 4% и сойдёт на нет в 2015 году, ввиду окончательного перехода на цифровое вещание. Сегмент продаж ЖК-телевизоров при этом к 2014 году вырастет до 8,15 млн штук, что составит 79% всего рынка. Плазменные телевизоры, ныне представленные в России небольшой 13% долей рынка, также усилят свои позиции в ближайшие четыре года. Проекционные телевизоры и вовсе обещают сойти со сцены, практически не сыграв никакой роли в российских продажах.

Для того чтобы строить прогнозы относительно дальнейшего развития российского сегмента продаж 3D-телевизоров, пожалуй, первоначально стоит оттолкнуться от нынешнего спроса на ЖК-телевизоры. По данным iSuppli, сейчас наибольшей популярностью у россиян пользуются 32-дюймовые модели, и доля продаж таких телевизоров составит 43% от всех продаж ЖК-телевизоров в 2010 году, а средняя цена покупки ЖК-телевизора в России лишь в 2010 году достигнет отметки $726, превысив показатель 2009 года всего на 7%. Также стоит напомнить, что среднедушевой ежемесячный доход россиянина в 2009 году составлял $536.

Покупателя 32-дюймового телевизора – относительно недорогого по нынешним временам, понятное дело, трудно назвать целевой аудиторией для просмотра 3D-контента. Однако времена меняются, и в ближайшие 3-4 года ожидается, что акцент с 32-дюймовых моделей плавно переместится к 40-дюймовым и более крупным моделям – разумеется, по мере снижения цен. Примерно такой же срок отводят многие аналитики на то, чтобы цены 3D-телевизоров снизились и вплотную приблизились к ценам обычных 2D-моделей. 

Вероятно, именно по этой причине аналитики iSuppli смело предсказывают российскому рынку до трети продаж 3D-телевизоров в 2014 году, несмотря на то, что в 2010 году доля 3D-моделей вряд ли превысит 2% от суммарных продаж ЖК-телевизоров.

Весомым фактором популярности 3D-телевизоров в России – и не только, также станет увеличение доступного 3D-контента. Однако не стоит забывать, что у россиян через четыре года будет ещё один весомый повод – Зимняя Олимпиада  2014 в Сочи. Как показывает мировая практика, такие события обязательно влекут за собой рост продаж телевизоров с большими диагоналями, а с учётом того, что репортажи с грядущих Олимпиад, вне всякого сомнения, будут транслироваться в 3D, фактор роста популярности 3D-телеприёмников в России вряд ли подлежит сомнению.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов нарастающую тенденцию по расширению производства различной электроники, в том числе, стереоскопической, непосредственно в России. Так, представители Samsung с гордостью заявляют, что все телевизоры с логотипом компании, продающиеся в России, в том числе, все ЖК, LED и 3D модели, производятся не где-нибудь, а у нас, под Калугой (см. наш прошлогодний репортаж LED-телевизоры Samsung: из Калуги с любовью).

Когда 3D-техника станет доступной?

Отвечая на этот вопрос, многие аналитики чуть ли не в один голос называют следующий, 2011 год, переломным моментом современной Эры 3D. Прежде всего, счёт фильмов на дисках 3D Blu-ray пойдёт на сотни. К сотням игр, уже изданных в формате 3D, добавятся новые. Телевещатели начнут массовый переход на стереовещание; отснятый к тому времени массив 3D-контента – развлекательного, спортивного, детского и обмен с другими студиями этим контентом, позволит телестудиям обходиться без унизительного и изначально ущербного конвертирования 2D видео в псевдо-3D.

Игровые приставки Sony PlayStation3, проданные в количестве более млн консолей, уже сыграли свою немаловажную роль при адаптации потребителей к HD технике с поддержкой формата Blu-ray. Возможность бесплатной загрузки программного обновления для реализации в PS3 поддержки 3D также положительно скажется на скорейшем распространении новых дисков 3D Blu-ray.

Также стоит отметить, что прогноз продаж бытовых плееров Blu-ray в трёх ключевых потребительских регионах планеты – США,  Европе и Японии, составляет около 24 млн штук (разумеется, без учёта PS3), при этом как минимум 10% этих плееров будут обладать поддержкой 3D Blu-ray. В следующем, 2011 году, этот показатель, по предварительным оценкам аналитиков из Futuresource Consulting, возрастёт до 25%, а в 2014 году около 40% домашних хозяйств Западной Европы, США и Японии будут иметь плеер или домашний театр с поддержкой 3D Blu-ray.

Примерно такие же прогнозы относительно продаж 3D-телевизоров даёт DisplaySearch: к 2014 году, когда ожидается проведение Зимней Олимпиады в Сочи и Мирового Кубка по футболу в Бразилии, поставки 3D-ТВ составят порядка 40% от общих продаж телевизоров.

Что касается цен на 3D-телевизоры, они будут снижаться параллельно с ростом их популярности. По сути речь идёт всего лишь о массовом переходе к выпуску дисплеев с поддержкой 120/240-Гц развёртки, что при современных темпах модернизации производства - вопрос нескольких лет. Лишь бы был спрос.  

Наконец, активные 3D очки для телевизоров, пока что достаточно дорогие и, к тому же, несовместимые с моделями конкурентов. Уже сейчас ведётся разработка единого протокола для активно-затворных 3D-очков. Первоначально стандарт будет опираться на ИК-передачу команд, однако в перспективе также будут подготовлены версия очков с радиочастотным интерфейсом, например, с Bluetooth. Очень даже вероятно, что очки, выполненные по общеиндустриальным стандартам, появятся уже в следующем году.

Про далёкое будущее. Без очков

Идея автостереоскопии, то есть просмотра объёмной картинки без применения специальных очков, выглядит очень заманчиво. В последнее время один за другим появляются анонсы различных устройств – смартфонов, цифровых камер, плееров, оборудованных экранами для непосредственного просмотра 3D-картинки.

К сожалению, во всех случаях речь идёт о лентикулярной технологии, подробно описанной в нашей статье 3D кино, ТВ и игры: как это работает. Часть I . К сожалению, с более-менее крупными экранами эта технология неэффективна – по крайней мере, при сегодняшнем уровне развития технологий.

Совсем недавно, буквально несколько недель назад, мир облетела весть из Университета Аризоны о том, что наконец-то разработан простой, надёжный и, главное, потенциально недорогой способ записи и воспроизведения цветных голограмм, в том числе для передачи видео.     

К сожалению, на данном этапе речь идёт лишь о 10-дюймовом экране, да и реализация пока далека от идеала, в чём вы можете убедиться, посмотрев видеоролики ниже.

Иными словами, всё это может быть применено в серийной технике лишь в отдалённой перспективе, пока что технология по-прежнему находится лишь в зачаточном состоянии.

Про будущее 3D без очков очень интересно высказался Джеймс Кэмерон в своём выступлении на вышеупомянутой конференции. «Как только появятся  автостереоскопические дисплеи –  без очков, сразу же появится возможность смотреть медиа в кинотеатрах и дома». По его мнению,  это «вероятно, произойдёт через 8-10 лет».

На самом деле, различных технологий для записи и воспроизведения объёмного контента без очков придумано к сегодняшнему дню огромное множество. Со временем, скорее всего, мы посвятим этим идеям отдельную статью. Другое дело, что пока ни одна технология не готова для того, чтобы стать прототипом массового 3D-телевизора с большой диагональю.

Тем не менее, из всех вариантов автору более всего импонирует идея, озвученная Дженсеном Хуаном, главой NVIDIA, в прошлогоднем интервью. По мнению Дженсена, для создания приемлемого экрана разрешение придётся повысить в 10-12 раз по сравнению с современными моделями. По его мнению, речь о начале эры 3D телевидения без очков можно заводить тогда, когда разрешение экранов приблизится к отметке 16 млн. пикселей.

Дженсен считает, такой стереоэкран будет обладать структурой, где каждый пиксель картинки будет составлен минимум из 16 различных "субпикселей", при этом сам пиксель будет обладать поверхностью в форме полусферы, из-за чего и будет достигаться разница в воспроизведении изображения для правого и левого глаза.

Разумеется, это не обязательный, но один из вполне возможных сценариев создания реального стереовидения в будущем.


Таковы на сегодняшний день итоги первого года «Эры 3D», примерно таковы перспективы. По сути никаких технических сложностей для приобщения к 3D прямо сегодня нет. Другое дело, что каждый сам для себя выберет подходящий день и час. В том, что рано или поздно это придётся сделать всем, полагаю, ни у кого сомнений нет.


В статье использованы статистические данные компаний DisplaySearch, iSuppli, CEA (Consumer Electronics Association); маркетинговые данные компаний NVIDIA, Panasonic, Sony, НТВ+; информационные материалы сайтов The Financial Times, paidContentVariety, The Digitimes.

Эпоха 3D: домашнее задание на завтра… Эпоха 3D: домашнее задание на завтра… Reviewed by Симонов И on 23:38 Rating: 5

Комментариев нет:

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта

Технологии Blogger.