Сай Твомбли, "Без названия", 1971, бумага, малярная краска, мелки. Цена: 2,378 миллиона долларов…
Недавно в Лондоне состоялись первые в этом году аукционы современного искусства, которые в последнее десятилетие стали очень популярными, очень модными и очень дорогими.
В общей сложности два ведущих аукционных дома Christie's и Sotheby's продали в ходе этих торгов 113 произведений искусства за 171 миллион долларов. Давайте пристальнее приглядимся к произведениям, за которые платят такие серьёзные деньги.
Когда говоришь взрослым: "Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби", — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: "Я видел дом за сто тысяч франков", — и тогда они восклицают: "Какая красота!"
Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"
Ежегодно на мировых аукционах продается несколько сотен произведений современных художников (еще больше современных работ продают частные галереи, обычно не разглашающие информацию о продажах). Отчасти за счет роста интереса к художникам этого периода 2010 год стал одним из самых удачных для мирового арт-рынка: один только дом Christie's продал искусства на 5 миллиардов долларов.
Недавно в Лондоне состоялись первые в этом году аукционы современного искусства, которые в последнее десятилетие стали очень популярными, очень модными и очень дорогими. В общей сложности два ведущих аукционных дома Christie's и Sotheby's продали в ходе этих торгов 113 произведений искусства за 171 миллион долларов. В данной публикации есть возможность пристальнее приглядеться к произведениям, за которые платят такие серьёзные деньги.
Споры о том, что достойно называться искусством, а что считать мазнёй — вечны, в них участвуют глубокие мыслители, фундаментальные теоретики и авторитетные критики. Я предлагаю сегодня не ввязываться в подобные дискуссии, а представить современное искусство как товар и попытаться сделать понятные хотя бы самим себе выводы.
Сай Твомбли (1928, США). Источником вдохновения для него служат античные мифы и легенды, Стефан Малларме и примитивное искусство древних племен. Работа "Без названия" (1971), посвященная итальянскому галеристу Джану Энцо, в каталоге Christie's описана как выдающийся образец творчества художника.
Сай Твомбли, "Без названия", 1971, бумага, малярная краска, мелки. Цена: 2,378 миллиона долларов.
***
Ричард Принс (1949 , США). "Напечатанная фраза создает впечатление стерильности и сухости, непричастности к ней человека, однако этот автоматизм разрушается неправильным переносом строки. Неожиданно автор напоминает зрителю о себе и своим участием в некотором роде продолжает великую традицию живописи", — говорится в каталоге аукционного дома. Надпись на картине гласит: "Родители постоянно запирали меня в шкафу. До 15 лет я был уверен, что я костюм"
Ричард Принс, "Без названия" (1995), холст, акрил, трафарет. Цена: 1,2 миллиона долларов.
***
Александр Колдер (1898…1976, США). Художник и скульптор, представитель кинетизма, создатель знаменитых "мобилей" — движущихся скульптур.
В каталоге аукционного дома об этой работе художника сказано: "Колдер объединил четыре каскада идеально уравновешенных элементов, которые функционируют не только по отдельности (каждый каскад может двигаться независимо от других), но и вместе, так что красные фрагменты скульптуры образуют изящную душу, которая движется в воздухе наподобие заботливой руки.
Ощущение движения делает данную работу одной из лучших в творчестве Колдера".
Александр Колдер, "Бурж (макет)" (1968), листовое железо, проволока, краска. Цена: 2,546 миллиона долларов.
***
Эльсуорт Келли (1923, США). Представитель так называемого направления живописи жестких контуров. Часто творчество Келли связывают с такими направлениями, как минимализм и оптическое искусство.
В каталоге аукционного дома сказано:"Келли напрямую обращается к природе холста с изображением как эстетического объекта, включая в свой замысел пространственные взаимоотношения холста и стены, а также искусства и зрителя. Келли — тот художник, который бросает вызов истории, отказываясь от принадлежности к тому или иному движению или направлению.
Будучи полностью уверенным в том, что искусство не нуждается в категориях, а художник — в ярлыках, Келли стремится создать такую абстракцию, которая бы концентрировалась на форме и контурах предмета".
Эльсуорт Келли, "Ковбой" (1958), холст, масло. Цена: 1,762 миллиона долларов.
***
Рой Лихтенштейн (1923…1997, США). "Мне кажется, что мои работы отличаются от того, что рисуют в комиксах, но я бы не назвал эти отличия революционными. Не думаю, что их значение, каким бы оно ни было, важно с точки зрения искусства", — говорил Лихтенштейн.
Картина "Ох... Ну хорошо" была продана на аукционе Christie's за рекордную для работ Лихтенштейна сумму. В каталоге эта работа, прототипом для которой послужил комикс "Тайные сердца", была названа одним из выдающихся образцов творчества художника.
"В этой адаптации художник убрал присутствовавшую в оригинальном комиксе фразу собеседника девушки 'Извини, Нэнси, но я не смогу прийти на свидание. У меня важная деловая встреча'. Эта значительная трансформация не только усиливает присутствие девушки на картине, но и дает множество вариантов для интерпретации ее смысла".
Рой Лихтенштейн, "Ох... Ну хорошо" (1964), холст, акрил, масло. Цена: 42,6 миллиона долларов.
***
Илья Кабаков (1933, Россия). Признан ведущими критиками главным, российским художником второй половины XX века. С 1988 года художник живет и работает в Нью-Йорке. На сегодняшний день "Жук" — самое дорогое произведение современного российского искусства.
В аукционном каталоге Philips de Pury написано: "Великолепное в своем идиотизме детское стихотворение, написанное на поверхности картины, рассказывает о том, как юный герой нашел жука, который такой 'блестящий' и потому очень 'подходящий' для его коллекции, но жук, однако, 'вырывается, прыгает, стрекочет', потому что 'в коллекцию попадать не хочет'.
Заметим, что жук категорически не хочет 'попадать', а не 'попасть' в коллекцию, то есть речь идет о некоей принципиальной позиции, а не просто о борьбе за выживание.
Илья Кабаков, "Жук" (1982), эмаль, деревянная доска. Цена: 5,829 миллиона долларов.
***
Люсьен Фрейд (1922, Англия). Люсьен Фрейд является самым дорогим в мире художником из ныне живущих. Цитата из аукционного каталога – "Его, как покорителя вершин арт-рынка , отличает какая-то архаичная серьезность отношения к миссии художника, призванного запечатлеть крики души и страдания увядающей плоти, заставляющего зрителя рыдать и ужасаться.
Все это идет вразрез с основной тенденцией современного искусства, где художник давно согласился быть одним из рабочих мировой индустрии развлечений и изготовителем предметов роскоши".
Люсьен Фрейд, "Спящая социальный инспектор", 1995. Цена: 33,6 миллионов долларов.
***
Френсис Бэкон (1909...1992, Англия). Начал заниматься живописью под влиянием посещения в 1927 году выставки Пикассо. Цитата из аукционного каталога – "Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ; живописная акция.
Магма тел: ни животные, ни люди — одинокие распластанные фигуры. Своей кистью Бэкон превращает людей в уродов, одноглазых, безруких, обрубленных монстров. Живопись Бэкона всегда на грани риска, экспрессивна и импровизационна".
Френсис Бэкон, "Ориентир канонического 20-го века", 1976. Цена: 86,3 миллиона долларов.
***
Джексон Поллок (1912…1956, США). Основатель так называемой "живописи действия" ("Action Painting"), которая представляет собой метод спонтанного нанесения изображения на полотно и не имеет ничего общего с традиционными художественными формами.
Поллок уже несколько лет удерживает неофициальный титул самого дорогого в мире художника. За 47 лет до этого, когда Поллок был уже мертв, в ныне не существующей британской газете Reynold's News статья о художнике вышла под заголовком "Это не искусство — это какая-то дурная шутка".
Джексон Поллок, "Номер 5",1948. Цена: 140 миллионов долларов.
Рисуйте, господа, рисуйте… а вдруг!
Автор идеи chiften
По материалам lenta.ru и peoples.ru
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта