На вид обычный сухогруз, ледового класса, но это не так...
Перед нами "Проект Скорпион" — замаскированный надводный ракетоносец…
"Павел Пономарев" серия "Агуэна"
В конце 1962 г. США выступили с инициативой создания в рамках так называемых многосторонних ядерных сил (МЯС) НАТО 25 надводных кораблей-ракетоносцев с восемью баллистическими ракетами «Polaris» A-3 на каждом. Постройка этих кораблей должна была финансироваться США, Великобританией, ФРГ, Италией, Голландией, Бельгией, Турцией и Грецией, а их экипажи предполагалось формировать из представителей восьми перечисленных стран – членов НАТО.
Программу планировалось реализовать в течение десяти лет, причем считалось, что головной корабль может вступить в строй через 3,5 года после выдачи заказа на его постройку, которую предполагалось осуществить в ФРГ и других странах НАТО.
Корабли-ракетоносцы предлагалось создавать на базе быстроходных (20 уз.) американских транспортов типа «Mariner», имевших водоизмещение около 18 тыс. т. По своему внешнему виду они не должны были отличаться от обычных коммерческих судов.
Западные военные специалисты полагали, что подобные ракетоносцы, находящиеся на боевом патрулировании в зонах интенсивного судоходства (восточная Атлантика, Средиземное море), будут обладать достаточной скрытностью, так как их обнаружение и распознавание среди почти трех тысяч других судов, ежедневно находящихся в тех же районах, станет для нас трудноразрешимой задачей. Наша пропаганда немедленно объявила такие корабли «пиратскими», хотя иностранная пресса сообщала, что они будут нести специальный военно-морской флаг МЯС НАТО. Соответственно началась разработка "симметричного ответа".
Проанализировав возможные районы использования надводных ракетоносцев, замаскированных под гражданские суда, выяснилось, что наиболее пригодными для этой цели являются акватории, прилегающие к нашей территории на северо-западе и северо-востоке (Баренцево, Белое и Охотское моря), патрулируя в которых, корабли с межконтинентальными баллистическими ракетами могут держать под прицелом объекты на большей части (около 90%) территории США.
Поскольку в этих акваториях постоянно находилось около пятисот плавсредств различного назначения, выявление из них замаскированные ракетоносцы, действующих под военно-морским флагом, но идентичных по своему внешнему виду наиболее характерным для данных районов гражданским судам, представлялось для американцев достаточно сложной задачей. Поэтому наиболее предпочтительным явился вариант создания таких кораблей на базе транспортных судов ледового плавания пр.550 (типа «Амгуэма»), серийно строившихся в то время в Комсомольске-на-Амуре и в Херсоне.
Эскизный пр.909 корабля-носителя комплекса ракетного оружия Д-9 на базе судна пр.550 разрабатывался ЦКБ-17 на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 августа 1964 г. №680-280 и приказа ГКС от 25 августа 1964 г. по договору с ГУК ВМФ от 19 марта 1965 г. Приказом ГКС от 27 февраля 1965 г. проекту было присвоено условное наименование «Скорпион».
1 – румпельное отделение; 2 – отделение вспомогательных дизель-генераторов; 3 – главный командный пост; 4 – закрытия пусковых ракетных шахт в поднятом положении; 5 – жилые и служебные помещения; 6 – ходовая рубка; 7 – анпенные посты РЛС «Волга»; 8 – балластные цистерны; 9 – топливные цистерны; 10 – провизионные кладовые; 11 – успокоительные цистерны; 12 – отделение вспомогательных котлов; 13 – отделение шовных дизель-генераюров; 14 – отсек пусковых шахт; 15 – посты управления ракетным оружием; 16 — отделение холодильных машин; 17 – отделение гребного электродвигателя; 18 – тоннель гребного вала; 19 – передающий радиоцентр; 20 закрытия пусковых шахт.
Первоначально в качестве основного рассматривался вариант размещения на корабле ракет УР-100М комплекса Д-8. Однако, наиболее пригодными для использования с надводных кораблей были признаны ракеты Р-29 комплекса Д-9. Хотя они и отставали по срокам завершения разработки от УР-100, но зато имели полностью автономную систему управления, тогда как УР-100 наводились на активном участке с помощью радиокоррекции и поэтому могли использоваться только из районов, оснащенных наземными пунктами радиоуправления.
Это ставило эффективность такой системы в зависимость от надежности и живучести пунктов радиоуправления и могло облегчить противнику идентификацию надводного ракетоносца по факту нахождения его в зоне, обслуживаемой пунктом. Кроме того, ракета Р-29 была легче УР-100 (37 т против 44 т) и имела существенно меньшие габариты (длина пусковой шахты – 14 м, диаметр – 2,1 м против, соответственно. 20,5 и 2,8 м), что облегчало ее размещение и маскировку на кораблях.
Помимо разработки эскизного проекта корабля «Скорпион» в основном варианте (пр.909) ЦКБ-17 выполнило, по существу в инициативном порядке, сокращенный эскизный пр.1111 надводного ракетоносца минимального по условиям размещения комплекса Д-9 с 8 межконтинентальными баллистическими ракетами Р-29, замаскированного под гидрографическое судно. Основные требования ВМФ к такому кораблю были выданы ЦКБ-17 лишь 5 июня 1965 г.
Корабль пр.1111. Силуэт и схематический продольный разрез: 1 – румпельное отделение; 2 – отделение дизель-генераторов; 3 – боевые посты; 4 – ходовой пост; 5 – жилые и служебные помещения; 6 – главный командный пост; 7 – отсек пусковых шахт; 8 – успокоительные цистерны; 9 – машинное отделение; 10 – отделение вспомогательных котлов
Эскизные пр.909 и 1111 были завершены ЦКБ-17 в июле-августе 1965 г. ЦКБ-17 рекомендовало вести дальнейшее проектирование кораблей «Скорпион» по обоим вариантам, полагая, что создание надводных ракетоносцев в двух модификациях затруднило бы вероятному противнику их обнаружение и распознавание среди десятков других кораблей и судов, постоянно находящихся в Баренцевом и Охотском морях.
Пр.909 и 1111 не проходили обычной процедуры рассмотрения и утверждения в Министерства судостроительной промышленности и центральном аппарате ВМФ. Осенью 1965 г. стало ясно, что намечавшаяся программа строительства надводных ракетоносцев для МЯС НАТО реализоваться не будет, в связи с чем дальнейшие работы по проекту «Скорпион» не проводились.
Оценивая проект «Скорпион», следует отметить, что его реализация не ускорила бы наращивания ракетно-ядерного потенциала, поскольку количество построенных боевых кораблей в нашей стране всегда ограничивалось не столько судостроительными возможностями, сколько возможностями поставок для них систем вооружения (ракетных и навигационных комплексов и других изделий приборостроения).
Поэтому строительство надводных кораблей с комплексом Д-9 неизбежно отразилось бы на программе постройки оснащенных этим же оружием атомных ПЛ, тем более, что часть из них также строилась на заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре.
В этих условиях создание надводных ракетоносцев типа «Скорпион» фактически могло иметь лишь политическое значение, как ответ на соответствующие программы НАТО, а с отказом от них совершенно естественным стало прекращение подобных работ и в СССР.
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта