“В провинции Шаньдун сдана в эксплуатацию новая мощная электростанция. Принцип действия: три миллиона китайцев бегают по эбонитовому полу в шерстяных носках...» Как вы понимаете, это всего лишь анекдот. Смеяться всегда легче, чем работать. Поэтому китайцы уже вовсю штампуют, мобильники, компьютеры и современные автомобили. А мы продолжаем качать нефть и удивляться, почему падают «Фобос-Грунт» и «Булава». Что нам мешает совершить «русское экономическое чудо»?
1. Все инвесторы — в гости к нам
Стать бизнесменом без гроша в кармане почти невозможно. Как говорил Дядя Федор из популярного мультика, «чтобы продать что-то ненужное, надо сначала купить что-то ненужное, а у нас денег нет». Так и с модернизацией. Чтобы наладить современное производство с нуля, нужны деньги и технологии. Оба ингредиента приходят с зарубежными инвесторами.
Китайцы поняли главное: чем больше иностранных инвестиций, тем лучше. Но как их заманить? Такой калач, как дешевая рабочая сила, есть во многих странах мира. Поэтому нужно было кое-что еще.
— Иностранцам создали льготные условия для бизнеса, — говорит Андрей Островский, замдиректора Института Дальнего Востока РАН. — Их освободили от пошлин на импорт оборудования, вдвое снизили налоги на прибыль. Причем льготы сохраняются, пока бизнес инвестирует в экономику Китая. Стимулировали экспорт: если предприятие работало на внешние рынки, налог на прибыль ему возвращали.
Однако инвесторы — народ пугливый. На первом месте для них — безопасность вложений. Власти Китая такие гарантии дали. Бизнес у иностранцев там никто не отбирает. Для сравнения: за прошлый год в Китай пришло более $100 млрд. иностранных инвестиций, а из России сбежало почти $85 млрд.
2. Воруй, копируй и штампуй
— Да мы уже замучились китайцев от наших стендов отгонять, — жаловался пару лет назад корреспонденту «КП» сотрудник одного оборонного КБ. — У нас все макеты самолетов и вертолетов на выставках — точные копии реальных машин. Китайцы их со всех сторон фотографируют, а через полгода глядим — они такой же сделали...
Конечно, воспроизвести летательный аппарат только по внешнему виду невозможно. Поэтому китайцы поступают еще и по-другому. Приобретают единичные образцы техники и разбирают их на молекулы, а также собирают максимум информации из разных источников.
Вот что произошло с гордостью нашей боевой авиации — истребителем Су-27. В конце 90-х мы разместили в Китае производство этого самолета. А через несколько лет оказалось, что китайцы полностью его скопировали и больше в нашей помощи (и наших самолетах) не нуждаются.
То же самое — во многих отраслях. Китайцы теперь легально поставляют свою продукцию на экспорт (взять хотя бы китайские автомобили, подозрительно похожие на популярные марки).
3. Работать, работать и еще раз работать
Главная причина успеха китайцев — вселенское трудолюбие. Не от хорошей жизни, конечно. После экспериментов Мао Цзэдуна в середине прошлого века («Великий скачок» и «Культурная революция») у большинства китайцев развилась паранойя. Они страшно боятся голода и нищеты и поэтому работают как проклятые.
— Характерные черты китайцев — трудолюбие, дисциплина, терпение, — говорит Сергей Санакоев, глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества. — И власти стараются помочь людям. К примеру, им выгоднее создать 10 рабочих мест, а не одно. Да и отношение к богатству другое. В их менталитете: если ты богат, то хороший человек. У нас же отношение к бизнесменам негативное.
Но только этими качествами объяснить экономическое чудо нельзя. Власти сделали две важные вещи. Во-первых, стали поощрять малый бизнес, особенно на селе. Во-вторых, почти полностью отменили социалку (пенсии, пособия и т. д.). Тем самым сэкономили огромный кусок бюджета.
— Конечно, большой плюс Китая в том, что там очень много бедных, — говорит Михаил Королюк, начальник отдела управления инвестициями ИФК «Солид». — Но такое «богатство» есть у многих стран. Успех китайцев заключался еще и в хорошем управлении. Они начали импортировать рабочие места к себе и постепенно набирались опыта.
4. Учиться, учиться и еще раз учиться
Власти страны быстро поняли: поток инвестиций когда-нибудь прекратится, ресурсы копирования не бесконечны, а народ не всегда будет работать за три копейки. Поэтому, чтобы стать мировым лидером, надо еще и учиться самим.
— Классический способ поиска ноу-хау — отправка студентов за рубеж, — говорит Андрей Островский. — Ежегодно за границу отправляются 200 тысяч студентов. Конечно, половина из них остается там. Но другая половина возвращается и начинает свой бизнес на родине.
Чтобы попасть в элитный отряд, отправляемый за границу, надо пройти жесткий отбор внутри страны. Поэтому дети не расстаются с книжками.
5. Тише едешь — дальше будешь
Китай и СССР начали свои реформы примерно в одно время — в 80-х. И были очень похожи друг на друга. Коммунизм, огромные страны, большие возможности. При этом мы благодаря холодной войне были на несколько десятков шагов впереди. Но быстро растеряли преимущество.
— Стартом для развития в Поднебесной стали реформы Дэн Сяопина, — поясняет Сергей Санакоев. — Они аккуратно переступали с кочки на кочку, как болото переходят. Мы же полностью разломали систему. Теперь понятно, кто оказался мудрее.
В последние 30 лет экономика Китая росла в среднем на 10% в год. При этом китайцы не только вкладывают деньги в свое развитие, но и активно сберегают. В резервах у них более $2 трлн. И уже китайские бизнесмены — желанные гости в любой стране мира. Даже старушка Европа надеется, что Китай купит облигации проблемных стран еврозоны и тем самым спасет их от неминуемого дефолта.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Уроки пекинского
Китайскую модель в чистом виде мы использовать, конечно, не можем, — говорит Андрей Островский. — Но некоторые принципы позаимствовать стоит. Например, то, как они борются с коррупцией. В Китае жена чиновника не может заниматься бизнесом. Если об этом узнают, мужа тут же выкинут с работы, а потом и в тюрьму посадят.
Сила китайцев в том, что они смотрят на ситуацию стратегически — на 50 лет вперед, — говорит Михаил Королюк. — А наши политики — только до следующих выборов.
Мы должны создать условия, чтобы к нам пришел иностранный капитал, — говорит Сергей Санакоев. — Президент ругается, что мало привлекли западных средств. А чуть ниже глянешь, то там одни препоны: коррупция и административные барьеры.
ЛОЖКА ДЕГТЯ
Не все так гладко
Китай остается единственным двигателем в мировом экономическом механизме. И если этот двигатель «зачихает», мир ждет полномасштабный кризис, считают эксперты. Тем более что проблем у Поднебесной хватает.
Во-первых, китайская экономика явно перегрета. Взять хотя бы пузырь на рынке недвижимости, который может вскоре лопнуть. Среднему китайцу надо работать 65 лет, чтобы скопить на типовое городское жилье.
— Ситуация дошла до абсурда: в крупных городах остаются незаселенными целые кварталы небоскребов — нет покупателей жилья, — говорит Сергей Коробков, глава аналитической службы ИК «Трейд Инвест». — Разумеется, взрыв пузыря приведет к волне банкротств строительных компаний и, возможно, банков. Соответственно, резко пойдет на спад спрос на цветные металлы и энергоресурсы, поскольку именно Китай в последние годы являлся локомотивом растущего спроса на сырье.
Во-вторых, в Китае нарастает проблема внутреннего долга.
— Власти пытаются стимулировать внутренний спрос — и за счет социальной политики, и путем раздачи кредитов гражданам, — говорит экономист Михаил Хазин. — Это дало краткосрочный эффект (продажи автомобилей в Китае достигли рекордных значений), но затем пришло время отдавать кредиты — а с каких доходов?
И в-третьих, экологические и демографические проблемы, которые со временем в Китае только усугубляются.
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта