Выразить недоверие итогам президентских выборов на Новый Арбат в Москве вышли от 10 тысяч до 25 тысяч граждан. Лидеры протеста были бодры и пообещали продолжить массовые акции. Новый Арбат перешел на осадное положение с раннего утра субботы. Половина местных заведений и магазинов превентивно закрылась по собственной инициативе, а переулки и обочины населили угрюмые автозаки и «Уралы» с ОМОНом. Вдоль ограждений выстроились полицейские цепи…
Первые участники, украшенные неизменными белыми ленточками, стали подтягиваться к полудню. Стройной колонной в полдень прошел «Левый фронт» с красными флагами.
Одиночные участники несли самодельные транспаранты «Путин. Еще 12 лет?», «Путин любит безразличных?», «Путин опять не легал». Но креатива, отличавшего предвыборные митинги оппозиции, было меньше. После 4 марта подъема в толпе больше не чувствовалось. На этом фоне выделялся активист в костюме Робокопа (его грудь была заключена в импровизированную клетку), скорее походивший на сотрудника ОМОНа в каске. «Робокоп против Робокопов», сообщала надпись на спине. Вся конструкция, по признанию ее автора, весила килограммов 30. Другой митингующий красовался перед журналистами в солдатском плаще времен Второй мировой и каске с надписью «На Красную».
Стали появляться и менее политизированные участники. Две пожилые хорошо одетые москвички сразу отправились в первое же открытое кафе. «Давай здесь будем митинг слушать, здесь теплее», – предложила одна из них, и дамы расположились у окна. На улице и в самом деле было не очень комфортно: дул ветер, и, несмотря на весеннее солнце, чувствовался морозец.
«Смотри, лицо какое-то известное, это, по-моему, актер какой-то», – сообщила пожилая москвичка другой. Та утвердительно кивнула. В этот момент мимо витрины кафе прошел лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, на ходу дававший интервью западному телеканалу. Следом неспешно проследовал сопредседатель Партии народной свободы Владимир Рыжков. «Ой, Рыжков, я его обожаю, и он совсем один, без охраны», – дамы в кафе продолжали обсуждать проходивших мимо.
Тем временем пешеходная зона заполнялась, появились флаги: желто-черные имперские националистов и «Яблока». К часу дня на промежутке от начала Нового Арбата до сцены стояла плотная толпа, и чтобы ее преодолеть, требовалось минут сорок.
Персонал соседнего ресторана внимательно наблюдает за происходящим.
Численность митинга все время менялась и оценивалась совершенно по-разному. Капитан полицейских, охранявших митинг у сцены, безапелляционно заявил что собравшихся шесть с половиной тысяч и точка (потом ГУВД назовет цифру в 10 тысяч). Организаторы говорили, кто о 15 тысячах, кто о 25 тысячах.
Митинг открыл Владимир Рыжков сообщивший, что власть так и не выполнила главных требований митингующих, хотя и пошла на некоторые уступки: «Обещаны губернаторские выборы, обещана регистрация партий, вроде бы начали разбираться с проблемой политзаключенных, но не выполнено главное: никто не собирается проводить новые досрочные парламентские и президентские выборы». Но начать он предложил с темы политзаключенных, напомнив, что завтра в Пресненском суде Москве продолжится суд над предпринимателем Алексеем Козловым, мужем журналистки и кассира митингов Ольги Романовой.
«Карательная машина снова может забрать Алексея Козлова», – предупредил Рыжков. После чего минут на 15 митинг превратился в правозащитный.
Выступавшие следом журналистки Зоя Светова, Мария Эйсмонт и координатор организации «Русь сидящая» Маша Наэль призывали митингующих прийти на следующий день к Пресненскому суду поддержать Козлова. «Нам нужна комплексная реформа суда», – подытожил эти выступления Рыжков.
Затем на трибуну вышел актер Максим Виторган, работавший наблюдателем в Москве. Он был впечатлен прошедшими выборами: «Таким каруселям, которые мы увидели, позавидовал бы Диснейленд. Я видел огромную серую массу рабочих, которых перевозили с участка на участок и которым было отказано в праве быть людьми. Мы все теперь униженные и оскорбленные после этих выборов. Но огромное число людей получили знание о том, как обстоят дела на самом деле».
«Путин победил в войне за цифры. Он президент цифр, а не людей», – заключил оратор, и толпа зааплодировала.
«Я не знаю результатов выборов, а вы их знаете?» – спросил со сцены у митингующих заместитель исполнительного директора ассоциации «Голос» Григорий Мельконьянц. «Нет», – проревели первые ряды. «Можно только фантазировать, реальные цифры узнать не удастся, но выборы президента шли так, что можно говорить о том, что они нечестные», – сделал вывод представитель наблюдателей.
Еще одним наблюдателем оказалась Ксения Собчак, которую митингующие встретили привычным уже свистом. «Я была наблюдателем и я лично видела, как происходят фальсификации», – не обращая внимания на реакцию митинга, делилась опытом Собчак. – Выборы прошли так, как будто бы прошла война». «Впереди только один выход. Только один шанс.
Мы должны показать, что мы за судебную реформу. За свободные СМИ. За социальные лифты для молодежи. За обширную политическую реформу», – призывала телеведущая. Собчак вспомнила, как ей свистели в декабре на проспекте Сахарова, но пообещала повторить вызвавшие тогда негодование слова. «Мы должны влиять на власть!» И в ответ ей уже не свистели…
Знаменитый человек-танк, он же человек в клетке и человек-робот
«В Москве Путин проиграл! У него нет и 47%, а на участке, где я голосовал, Путин проиграл Прохорову. Столица отвергла Путина. Путин, это только начало!» – прокричал гроссмейстер и толпа ответила ему гулом: «Да!!!». «Мы все свободные люди, и это наша страна», – закончил Каспаров свою очень эмоциональную речь.
«Власть надеется, что мы уйдем после этого митинга», – заявил лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов. «Мы не уйдем», – проскандировала толпа. Удальцов уверял, что митинги нужно продолжить и провести в Москве «марш миллионов». Марш этот, по мнению Удальцова, надо проводить не позднее инаугурации Путина в мае. «Предлагаю собраться за неделю до инаугурации», – предложил он. Выступление лидера «Левого фронта» толпа встретила бодрыми криками: «Мы здесь власть!». Автор этого слогана Алексей Навальный, предложивший его на Пушкинской площади, на этот раз выступать не стал.
К трем часам дня митинг мирно завершился. Из колонок заиграла песня Виктора Цоя «Мы ждем перемен». Поток людей в сторону станции метро «Арбатская» стал непрерывным.
Вопрос о том, что делать оппозиции дальше, остался открытым. «Нам нужен более широкий фронт, – объяснял «Газете.Ru» за сценой один из лидеров движения РНДС, бывший глава аппарата правительства Константин Мерзликин. – Сейчас всем кажется, что людей меньше, но еще в октябре ничего подобного и представить было нельзя». «Уже в июле все почувствуют, как вырастут тарифы ЖКХ, которые отложили на послевыборный период. Ситуация будет ухудшаться, а протест расширяться», – прогнозировал он.
Некоторые участники новоарбатской акции решили расширять протест, не дожидаясь июля. Группа из примерно двух сотен человек во главе с Удальцовым организовала минишествие и стала продвигаться по Новому Арбату, выкрикивая «Путин уходи», «Россия без Путина», с намерением дойти до Пушкинской площади. Кордон, стоявший вдоль улицы, проходу Удальцова и его спутников не препятствовал.
Однако когда группа Удальцова дошла до подземного перехода, ведущего на Никитский бульвар, полицейские из оцепления не дали ей туда спуститься. Тогда минишествие двинулось в сторону кинотеатра «Художественный» и остановилось там для обсуждения дальнейших действий.
В этот момент омоновцы взяли протестующих в кольцо и, задержав двух-трех наиболее громких, стали выдавливать остальных на улицу Воздвиженка к станции метро «Арбатская». В толпе стали раздаваться крики «Позор ментам», «Руки прочь от Удальцова». Возле входа в метро сам Удальцов и показавшиеся полиции наиболее активными митингующие были задержаны.
После окончания митинга Сергей Удальцов призвал своих сторонников идти на Пушкинскую площадь. Полиция была против и не пустила людей на бульвар.
Тогда Сергей забрался на будку и начал импровизированный митинг. Люди отказались расходиться.
Тогда ОМОН задержал Удальцова...
…и нескольких активистов. Через 10 минут улица опустела.
Полиция отчиталась о проведенном митинге. „Сотрудники московской полиции выполнили поставленную задачу по обеспечению охраны общественного порядка в полном объеме“, — сказано в заявлении ГУМВД.
Итоговое число собравшихся, по данным полиции, составляет 10 тысяч человек. Кроме задержания Удальцова, в отчете сказано и о пресечении акции националистов. „Группа граждан националистических взглядов, покинув митинг, пыталась устроить провокации на ул. Арбат и площади Киевского вокзала. Обе акции были оперативно пресечены полицией. Задержаны около 25 человек“, — сообщает пресс-служба ГУМВД.
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта