Любой диктатор хочет увековечить память о себе… И практически любой тиран понимает, что после смерти память эта будет старательно уничтожаться. Некоторые находили решение, ставя пирамиды, которые снести просто невозможно. Товарищ Сталин также понимал, что каменные, бронзовые и стальные истуканы долго не продержатся. И решил превратить Москву в памятник себе любимому…
Надо признать, что затея эта в целом удалась. «Куплю квартиру в сталинском доме» – вам о чем-нибудь говорит эта фраза?
И ни Хрущевские Черемушки, ни Лужковские Бидонвилли ничего тут поделать не могут. Конкуренцию составляет только фонд расселенных коммуналок , да единичные экстраэлитные дома золотой мили...
А началось все с Постановления СМ СССР № 53 от 13 января 1947 года «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», в котором, говорилось: «Построить 32-этажное здание на Ленинских горах в центре излучины Москвы-реки, разместив в нем гостиницу и жилье…».
Уже в Постановлении СМ СССР № 803 от 15 марта 1948 г. «О строительстве новых здании на Ленинских горах» уточнялось, «Построить в течение 1948–1952 гг. для Московского государственного университета новое здание на Ленинских горах объемом 1700 м3, высотой в центральной части не менее 20 этажей», и «утвердить задание на проектирование нового здания Московского государственного университета, предоставленное Министерством высшего образования (С.В. Кафтановым), Московским государственным университетом (А.Н. Несмеяновым), и Управлением Дворца советов (Прокофьевым и Б.М. Иофаном)».
12 сентября 1947 года «Советское искусство» в заметке «Закладка многоэтажных зданий» сообщала:
«В день восьмисотлетия юбилея Столицы состоялась закладка восьми многоэтажных зданий, которые, по предложению товарища Сталина, будут сооружены в Москве.На митинг, посвященный закладке самого высокого, 32-этажного здания собрались трудящиеся Ленинского района.
Этот дом, в котором будет 750 жилых квартир и 520 рабочих комнат, сооружается на Ленинских горах, на берегу Москвы-реки. Перед трибуной – сложенный из кирпича столбик, к которому прикреплена бронзированная плита с надписью: Здесь будет сооружено 32-этажное здание. Заложено в день 800-летия города Москвы 7 сентября 1947 года.На митинге выступил действительный член академии архитектуры СССР Б. Иофан – один из авторов проекта будущего здания.
Одно из 26-этажных зданий было заложено в Зарядье близ Кремля, второе – на территории мраморного завода Метростроя, где будут проходить красивейшая магистраль столицы – Новый Арбат.В этот же день в разных районах Москвы была произведена торжественная закладка пяти шестнадцатиэтажных зданий».
Тому, кто внимательно прочитал заметку о закладке многоэтажных зданий, должны были показаться странными как минимум две вещи. Во первых, почему практически все заложенные в 1947 году здания начали строиться только в 1949. И второе, самое главное – в 1947 году на торжественных митингах объявили о закладке совсем не тех зданий, которые начали строится в 1949.
Здесь необходимо сделать важную оговорку. В разных источниках указываются различные данные об этажности зданий. Нередко, это бывает связано с банальными опечатками. Но чаще дело в другом – не вполне ясно, следует ли считать этажами технические «антресоли». Если да, то та же гостиница «Ленинград», оказывается, имеет всего 17 этажей, а здание на Кудринской площади – 22. В том же Главном Здании МГУ открыты для посещения 32 этажа, 4 верхних «закрыты для посетителей».
Самой любопытной подробностью в истории строительства Московских высоток является то, что на протяжении времени с момента их закладки и до его окончания предполагаемые этажность и назначение зданий менялись. Решения пересматривались прямо «на ходу», так что проектирование велось параллельно со строительством.
Нередко оформление, шпили, скульптурные группы, венчавшие те или иные ансамбли, сооружались наскоро, без серьезных расчетов и должных технических согласований. Нужно думать, каркас верхних этажей не предполагал нагрузок, превышающих расчетные. Поэтому украшения и шпили максимально облегчали, изготавливая их, по возможности, полыми.
Существует легенда в 1952 году, когда было завершено возведение этажей высотной части дома на Кудринской площади, Сталин, подъехав и посмотрев на него, сказал, что дом получился куцым. Тогда на завершающий цилиндр надстроили остроконечный шпиль, увенчанный звездой. Существует мнение, что добавление шпилей имело и политическую цель – сделать Московские дома непохожими на Американские небоскребы 30-х годов, крыши которых были плоскими.
Однако, вернемся к теме. Все та же газета «Советское искусство» 28 февраля 1948 года в статье «Новые многоэтажные здания Столицы» указывает: «По предложению товарища Сталина Совет Министров Союза ССР принял решение о строительстве в Москве многоэтажных зданий. Это решение знаменует новый исторический этап в многолетней работе по реконструкции Москвы.
В Москве должны быть построены: один дом в 32 этажа, два дома в 26 этажей и несколько 16-ти этажных домов. Проектирование и строительство этих домов возложено на управление строительства Дворца Советов при Совете министров СССР и на ряд крупнейших министерств. Наиболее крупное здание в 32 этажа будет выстроено на Ленинских горах в центре излучины Москвы-Реки. В здании будут находиться гостиница и жилые квартиры».
Как видите, ни про какой МГУ тут нет ни слова. Это подтверждает фрагмент из статьи «Самые высокие здания столицы», которая была опубликована в «Советском Искусстве» 20 июня 1947 года, то есть на полгода раньше. «Высота 32-этажного здания на Ленинских горах составит примерно 130–140 метров.
Это значит, что оно будет почти в два раза выше колокольни Ивана Великого в Кремле. К тому же надо добавить, что новое многоэтажное сооружение располагается на участке, отметка которого превышает отметку набережной Москва-реки на 70 метров. Легко себе представить, каким интересным архитектурным объектом явится это здание в будущем силуэте города».
Первые варианты моделей МГУ удивительно напоминают Дворец Советов. Существует легенда, согласно которой где-то в подвалах Главного Здания и по сей день замурована бронзовая статуя вождя народов, которую должны были установить на башне Главного Здания, но не сделали этого после его смерти. Рассказанная легенда, вероятно, основывается на том, что на первоначальных планах здания действительно планировалась установка статуи. Только не Сталина, а Ломоносова.
Кстати, на первоначальных планах никаких фонтанов нет и в помине. Ничего удивительного: с их размещением определились значительно позже. Вы когда-нибудь слышали о том, что в практике советского строительства элементы инженерных сетей и инфраструктуры зданий в деталях продумывались еще до начала их строительства. Нет, конечно, потому что этого практически никогда не происходило.Так вот фонтаны – это не столько фонтаны, сколько воздухозаборники, часть вентиляционной системы Главного Здания.
Ну а что говорят старожилы, излазившие ГЗ вдоль и поперек?
«В здании МГУ – 34 каменных этажа плюс шпиль. Я был на 34 этаже. Это галерея под куполом 32 этажа, который является залом заседаний. Туда ходит лифт с 29 этажа, где находится Музей землеведения МГУ. 30 и 31 этажи – технические, а последний этаж, 34 соответственно – опять технический. Там находится вход в шпиль.Я был и на –3 этаже в ГЗ. Это бомбоубежище, раньше там был городской центр ГО, теперь склады. ».
Ну а мы вернемся на стройплощадку ГЗ МГУ.
Здание высотой более 200 метров возводилось впервые. Помог решить проблему подъема грузов кран УБК–2. 40 тыс. тонн весил металлический каркас главного корпуса университета, в нем была 71 тыс. элементов, а это 71 тыс. подъемов крана. Составы с кирпичом проходили насквозь под корпус там, где сейчас находится Актовый зал. Кран брал прямо с платформ контейнеры с кирпичом.
Всего при строительстве нового здания было вынуто 7 млн. м3 грунта, уложено 180 млн. штук кирпича, смонтировано более 53 тыс. тонн металлоконструкций, облицовано более 270 тыс. м2 фасадов керамикой и 68 тыс. м2 гранитом, уложено свыше 480 тыс. м3 бетона и железобетона, оштукатурено 2,1 млн. м2 и окрашено 2,5 млн м2 поверхностей.
Работы на площадке начались осенью 1948 г., впрочем, представлявшей собой на тот момент вишневый сад, затем пересаженный на территорию будущего университетского ботанического сада.
Что наверняка является байкой, это то, что ГЗ строили зэки. Это неверно. ГЗ построено исключительно трудом вольнонаемных и немцев-военнопленных. При этом для немцев это был так называемый дембельский аккорд. Выживших отпустили в ГДР.
Байка о зэке, улетевшем со шпиля на куске фанеры в Раменки и (или) выуженном из Москва-реки НКВД, скорее всего пошла со статьи, опубликованной в «Комсомолке» в 1989 году.
Ну и снова рассказы и байки старожилов.
Под главным зданием есть колоссальные свободные помещения. Там не утонешь, не сломаешь ногу, разве что подскользнешься и упадешь в грязь. Если хорошо постараться – заблудиться можно, но вообще говоря – сложно.
Байки МГУ — Большой холодильник
Когда планировали строительство Храма Христа Спасителя, один из проектов был на Воробьевых горах. Строительство не началось, так как здесь очень слабые грунты. Но для строительства ГЗ МГУ вырыли огромный фундамент, залили жидким азотом, потом поставили холодильные установки на то место, которое потом стало называться 3-м подвалом. Этой зоне присвоен статус суперсекретной, так как в случае возможной диверсии и вывода из строя морозильников через неделю ГЗ сплывет в Москва-реку.
На самом деле это конечно байка, правда во 2-ом подвале иногда может раздасться страшный скрежет – автоматически включается откачка воды...Но с Храмом Христа-спасителя Университет связывают Малахитовые колонны, снятые при разрушении храма, что украшают собой кабинет ректора. Говорят, что это не единственная деталь храма, унаследованная храмом науки.
Как писалось выше в третьем подвале было бомбоубежище, к такому же «секретному» этажу относится помещение под актовым залом в зоне «П». Его засекретили уже по другим соображениям. В эпоху «сухого закона» 1985 года там оборудовали банкетный зал для высоких гостей, который, естественно, посторонним глазам не предназначался.
.
Все, наверное, замечали красные полосы на фасаде ГЗ. Они подчеркивают пропорциональность здания – если их убрать, то оно покажется бесформенным
Рассказывают, что некогда на смотровую площадку ГЗ открыт был доступ для всех желающих, но после нескольких несчастных случаев зрителей пускать перестали. С наступлением времн перестройки и гласности открывать смотровую площадку было уже поздно – она вся поросла антеннами настолько густо, что пробраться через них можно только обладая некоторыми акробатическими способностями.
Авторский коллектив: Архитекторы Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, главный конструктор инженер В. Насонов. Кроме авторов проекта, в коллективе соавторов еще 23 архитектора и инженера.
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта