Если попытаться выделить три главных фильма 80-х, то среди них обязательно окажется «Назад в будущее» – картина, оказавшая огромное влияние на жанр семейной фантастики и имеющаяся в коллекции практически любого киномана. Не смотря на то, что индустрия эффектов шагнула далеко вперед, даже сегодня лента Роберта Земекиса смотрится свежо и молодо, ничем не выдавая свой солидный для жанрового кино, почти тридцатилетний возраст…
Предпоследняя декада двадцатого века прошла под именем Стивена Спилберга. Во всем Голливуде не было режиссера более уважаемого и кассового, и почти каждая картина, становившаяся вехой в истории большого кино, козыряла его фамилией в титрах. Были ли тому причинами талант и невероятная интуиция, подсказывавшие Спилбергу, в какие проекты стоит вкладывать деньги, или дело просто в необыкновенном везении. Пока же нас интересует совсем другое – каким образом в его руки попал сценарий двух Бобов, Гейла и Земекиса, и откуда вообще рукопись появилась на свет.
«Мы с Бобом всегда мечтали сделать ленту о путешествиях во времени. Заминка была в том, что мы не представляли себе, как ее преподнести» – вспоминает Боб Гейл. «Летом 1980-го я решил навестить родителей, и дома в Сэнт Луисе совершенно случайно наткнулся на папин выпускной альбом. Отец был президентом класса – с такими парнями у меня не было ничего общего. И тут мне подумалось, что будь мы ровестниками, вряд ли мы бы поладили».
Вернувшись в Лос-Анджелес, Гейл поделился идеей с Земекисом. Основным новаторством будущего фильма становилось не само путешествие как таковое, а попытка оценить поступки тридцатилетней давности с позиции сегодняшнего дня. Сценарий получил название «Назад в будущее» и был готов в феврале 1981.
Первый вариант рукописи лишь отдаленно напоминал знакомый всем и каждому фильм. Главный герой, Марти, свободное от учебы время посвящал пиратскому тиражированию пленок, живя на вырученные от их продажи средства. Док Браун звался профессором, слыл одним из величайших физиков-ядерщиков современности, и работал в городском университете. Их знакомство происходило на фоне обоюдной страсти к изобретательству, профессор оборудовал в гараже Марти лабораторию, за что платил пареньку бесплатным пивом и правом доступа к своей фонотеке.
Нил Кэнтон, Боб Гэйл, Кристофер Ллоид, Роберт Земекис и Майкл Дж. Фокс
Машину времени Док встраивал в подвернувшийся под руку холодильник, а возвращение героя из прошлого обеспечивалось за счет его транспортировки на полигон в пустыне Невада, где происходили ядерные испытания. Наконец, в прошлом, идея флуксуатора приходила в голову Брауна не в результате нелепого падения, а из-за удара по голове пивной бутылкой, полученным Доком от женщины, к которой он пытался приставать на вечеринке в собственном особняке!
Еще одним немаловажным отличием первой версии от финального сценария было то обстоятельство, что вмешательство Марти в события 1955 года влекло за собой последствия, роскошно описанные Рэем Брэдбери в рассказе «И грянул гром». В ящеров население планеты, разумеется, не превращалось, но определенные социальные изменения по возвращении из прошлого Марти наблюдал.
Дело в том, что его выступление на выпускном балу с рок’н’роллом “Johnny Be Good” вызывало не бурю восторгов, как в фильме, а шумное возмущение толпы. В школу приезжала полиция и задерживала Марти. В другой сцене он рассказывал Доку о «секретном ингридиенте», заставившим работать машину времени – обычной «Кока-коле».
Два этих эпизода и влекли за собой временной парадокс: вернувшись в 1985 год, Марти к своему ужасу понимал, что перед его глазами просто модернизированная версия 50-х, с аэрокарами, летающими на коле, и прочими набросками Дока, претворенными в жизнь. Рок’н’ролл так и не был изобретен, и Марти посвящает себя делу не состоявшейся культурной революции. В последних кадрах Джордж МакФлай брал в руки газету, освещавшую события своего выпускного вечера, и узнавал на фотографии собственного сына.
После такого ознакомления с рукописью, уже не вызвает удивления факт, что согласившаяся было на финансирование Columbia, всего полгода спустя поспешила дистанцироваться от проекта. Земекис и Гейл попробовали продать сценарий другим студиям, но никто не желал браться за столь рискованный фильм – в общей сложности с отказом сценаристы столкнулись около сорока раз. Решив искать деньги на стороне, друзья показали историю Спилбергу, пришедшему от нее в восторг. Но если вы думаете, что с этого момента судьба «Назад в будущее» была решена, то вы сильно заблуждаетесь.
Несмотря на желание Спилберга немедленно запустить картину в производство, Земекис решил повременить. «У нас за плечами было три проекта со Стивом: «Хочу держать тебя за руку», «1941» и «Автомобили». И ни один из них не стал событием» - объясняет Боб Гейл. – «Отказывая Стивену, мы руководствовались опасением, что можем заработать репутацию парней, работающих в кино лишь из-за знакомства со Спилбергом. Вместо этого мы подписали контракт с ABC на ганстерскую ленту».
Гангстерская лента полностью завладела воображением Земекиса. Pre-production шел полным ходом, но за пять недель до начала съемок ABC решили закрыть проект без объяснения причин. Земекис впал в депрессию. По его словам, он был готов принять любое предложение, так как очень нуждался в работе, которая отвекла бы его от несостоявшегося фильма. Такой палочкой-выручалочкой для него оказался «Роман с камнем», собравший в прокате $76.5 млн., и ставший первым суперхитом режиссера. Теперь никто не посмел бы обвинить его в «волосатой лапе», и ничто не мешало претворить в жизнь проект своей мечты.
Произошли изменения и в жизни Стивена Спилберга – в 1982 году он снял «Инопланетянина», двенадцать лет остававшегося самым успешным фильмом планеты, а годом ранее на свет появился Индиана Джонс. Спилберг стал законодателем киномоды, и ни одна студия не могла отказать ему в сотрудничестве на новой картине. «К тому моменту я немного подкорректировал сценарий, сгладив острые углы» - предается воспоминаниям Гейл. – «Мы поговорили о картине с Бобом, и решили: теперь, после того, как у нас на руках уже имеется хит, не связанный с именем Спилберга, почему бы нам не вернутся к этому парню, который безоговорочно верит в нас, и который так сильно нравится нам самим?!».
В поисках Марти
Обновленная версия сценария действительно начинала походить на семейный фильм. Машина времени из холодильника превратилась в раритетный DeLorean («Я подумал, что если уж и делать машину времени, то почему бы не сделать ее именно машиной?!», Б. Гейл), Марти прекратил заниматься видеопиратством, а все временные катаклизмы были уменьшены до размеров одной-единственной семьи.
Притчей во языцех стала причина, побудившая Земекиса и Спилберга отказаться от использования холодильника. Режиссеры опасались, что посмотрев фильм, дети начнут запирать себя в морозильниках, что обязательно обернется несчастными случаями. В качестве временной меры устройство для путешествий во времени превратилось в лазерный механизм, а потом, когда идея с автомобилем была признана удачной, стало знакомым нам DeLorean’ом.
Роберт Земекис за рулем Де Лореана
Двусмысленным был момент и с темой кровосмешения – ведь согласно сценарию, юная мать Марти крутила роман с собственным сыном. В 1981 году именно этот аспект сюжета спугнул студию Диснея, но за три года Боб Гейл хорошо поработал со сценарием, сумев расставить акценты таким образом, что мысли об инцесте вообще не приходили в голову. Лорейн (так звали героиню) вошла в историю трилогии тем, что стала первым персонажем, на роль которого был взят актер.
Играть Лорейн было доверено Лие Томпсон, восходящей звездочке, запомнившейся тинейджерам по главным ролям в хитах «Все правильные ходы», где она играла в паре с Томом Крузом, и «Красный рассвет», где ее партнерами по площадке были Чарли Шин и Патрик Суэйзи.
Ее экранным мужем, Джорджем, стал Криспин Гловер. На роль Дока попробовался Джон Литгоу, но в чистую проиграл сумасшедшей энергетике Кристоффера Ллойда. И только когда взгляд продюсеров остановился на Майкле Дж. Фоксе, как потенциальном Марти МакФлае, проект столкнулся с проблемой.
Фокс был яркой телевизионной звездой, уже четвертый год блиставший в сериале «Семейные узы». Начало съемок «Назад в будущее» было намечено на ноябрь, разгар четвертого сезона шоу, и Фокс, естественно, не имел права его покинуть.
«В первый раз мы не стали беседовать с Майклом» - говорит Роберт Земекис. – «Он был связан «Семейными узами» по рукам и ногам, поэтому мы сразу отправились к продюсеру сериала. Нет, - услышали мы в ответ, - Я не могу отпустить Майкла. Моя ведущая актриса беременна, она не сможет отработать весь сезон, поэтому Фокс мне необходим. У вас отличный сценарий, и он идеально подходит Майклу, но если я покажу ему рукопись, а после этого объявлю, что не могу отпустить его, Майк меня просто возненавидит. Мы с пониманием отнеслись к его ситуации, и начали искать другого актера».
За время изнурительных кастингов, в комнате прослушивания побывал, наверное, весь молодой Голливуд. Наиболее известными претендентами на роль Марти были канадский поп-певец Кори Харт и партнер Лии Томпсон по «Красному рассвету» Си Томас Хауэлл («Попутчик»), но ни один из них не сумел передать внутренний мир героя.
«Каждому было ясно, что лучше Майкла никого не найти» - вспоминает Криспин Гловер, участвовавший в пробах с каждым претендентом. – «Актеры, приходившие на фильм казались или слишком серьезными, или чересчур крутыми, или же, наоборот, слишком рыхлыми, но стопроцентного попадания в точку не случилось ни у кого». В итоге, лучше всех показал себя Эрик Штольц, который и был утвержден на роль.
Съемки начались 26 ноября 1984 года. С самой первый сцены стало очевидно, что Штольц, хоть и был младше Фокса на четыре месяца, для роли слишком зрел. Его Марти никак не походил на тинейджера, больше напоминая разочаровавшегося в жизни молодого яппи, а наигранная веселость была столь фальшива, что отчетливо виделась даже без объектива камеры.
Земекис был в отчаянии, но исправить ситуацию не мог, надеясь, что Эрик все-таки разыграется и попадет в ноту истории. Спустя пять недель съемок, когда на руках у Спилберга была треть готового фильма, режиссер принял решение уволить Штольца.
«Это было необходимо. Он убивал фильм. Я вновь пришел к продюсеру «Семейных уз», и опять попросил отпустить Майкла. К счастью, ведущая актриса шоу уже родила, и была готова вернуться к работе, поэтому мне пошли навстречу».
Земекис встретился с Майлом Дж. Фоксом и вручил ему сценарий. «Это было так здорово» - вспоминает Фокс, - «что я захотел оказаться перед камерой в ту же секунду. Я сказал, что сделаю все, от меня зависящее». А зависело от него действительно все. Мало того, что работать теперь предстояло в ускоренном режиме, чтобы нагнать пятинедельное отставание, так еще и снимать можно было лишь после того, как Фокс заканчивал работу на сериале.
Все дневные сцены команда «Назад в будущее» снимала днем по выходым, в рабочие же дни огни на площадке зажигались в 6 вечера и выключались только в 6 утра. Спать Майклу доводилось не больше одного-двух часов в сутки, но игра стоила свеч.
Сестрам по серьгам
В то время, как главная роль оставалась за Эриком Штольцом, Клаудиа Уэллс, сыгравшая в фильме девушку героя, появилась на нескольких промослайдах с партнером. Однако, по ее словам, она попала на фильм лишь с приходом Фокса, до того момента Дженнифер играла другая актриса. Это была Мелора Хардлин («Абсолютная власть» - девушка, которую убивает президент, телесериал «Грязные танцы»).
Когда на фильм пришел Фокс, оказалось, что Мелора выше него несколько сантиметров. Гейл и Земекис отнеслись к этому спокойно, но остальная съемочная группа, особенно женщины, начали протестовать. Поэтому ее пришлось уволить и нанять другую актрису. Самое обидное для Хардлин, что ей так и не довелось сняться в фильме – за все время, что на картине работал Штольц, не было снято ни одной их совместной сцены.
Как это часто случается, Роберт Земекис не смог устоять перед соблазном начинить ленты массой скрытых цитат и отсылок. Самым знаменитым киноманским реверансом оказалась сцена на ферме Пибоди, в сарай которой врывается на машине времени Марти. Из диалогов персонажей выясняется, что сына фермера зовут Шерман, а именно маленький мальчик по имени Шерман, путешествующий во времени, был главным героем секции «Невероятная история Пибоди» мультипликационного сериала «Шоу Булльвинкля».
Специально для этого эпизода дизайнер картины создал обложку фиктивного комикса, на которой крупными буквами красовалось название: «Пришелец с Плутона». Каково же было изумление Земекиса, когда глава Universal Сид Шейнберг, отсмотревший рабочие материалы фильма, решил сменить название картины с «Назад в будущее» на этого самого «Пришельца». В качестве мотивации Шейнберг отметил, что это неплохая привязка к репликам Марти, да и фильм со словом «Будущее» в заголовке, навряд ли привлечет зрителя.
Пока изумленные Гейл и Земекис собирались с мыслями, ситуацию исправил Стивен Спилберг. Он расхохотался в телефонную трубку, поблагодарил Шейнберга за роскошную шутку, и добавил, что вся съемочная команда валяется от смеха. Смутившийся босс ответил, что предлагал новое название на полном серьезе, но позволил продюсерам оставить прежнее.
Как показало время, интуиция не подвела Спилберга и на этот раз. Первые зрители, заинтригованные скрытым в названии парадоксом, обеспечили картине отличное сарафанное радио. Выйдя в прокат в уик-энд Дня Независимости – самое вожделенное время для любой студии, так как нация гуляет целых пять дней, «Назад в будущее» стало безусловным лидером июля.
Даже любимцу Америки Арнольду Шварценеггеру, за плечами у которого уже были и «Конан-варвар» и «Терминатор», не удалось потягаться силами с Земекисом: его «Рыжая Соня» незаметно стартовала с девятой позиции и вскоре была забыта публикой.
В общей сложности, лента двух Бобов двенадцать недель провела на первой строчке кассовых сборов, лишь однажды уступив лидерство «Европейским каникулам», и стала самым кассовым фильмом 1985 года. «Назад в будущее» выдвигалось на «Оскар» по четырем категориям: лучший оригинальный сценарий, лучший звук, лучшая песня и лучший монтаж звуковых эффектов, за который и был взят приз.
В мае 1986 года картина появилась на видеокассетах. К вящему удовольствию зрителей, в финальных кадрах оказалась крохотная, но очень важная корректива – теперь вместо затемнения, на экране появлялась многообещающая надпись «Продолжение следует…».
И оно последовало четыре года спустя, сделав и без того популярную картину одним из самых культовых фантастических сериалов. С момента выхода последней главы фильма прошло уже двадцать два года, но поклонники трилогии до сих пор муссируют слухи о новой ленте, предпочитая не обращать внимание на фото, обошедшее в 1990 году все издания. На нем Боб Гейл, Роберт Земекис и продюсер Нил Кэнтон держат в руках футболки с надписью «Назад в будущее» и перечеркнутой четверкой.
Что ж, наверное, это действительно оптимальное решение – редкий сиквел достигает уровня оригинала. А вместо того, чтобы наблюдать за увяданием сериала, лучше выбрать полтора часа свободного времени и снова отправиться в захватывающее дух приключение с добрыми друзьями Марти МакФлаем и Доком, такими же молодыми, как и двадцать семь лет назад.
Звезды трилогии “Назад в будущее” тогда и сейчас
Слева: Майкл Дж. Фокс в роли Марти, которая превратила звезду сериала «Семейные узы» в полноценного кумира миллионов. Справа: Фокс сегодня со своим коллегой по фильму актером Кристофером Ллойдом.
Форс-мажорные обстоятельства, навсегда изменившие его жизнь, возникли два года спустя во время съёмок романтической комедии «Доктор Голливуд»: Майкла беспокоил странный нервный тик в мизинце, и медицинское обследование выявило у актёра синдром болезни Паркинсона — страшного неизлечимого недуга, ведущего к разрушению лобных долей коры головного мозга. Он не мог запоминать текст и контролировать свои движения. Ему было всего тридцать лет.
Фокс решил сохранить свой диагноз в тайне и даже пройти экспериментальную хирургическую операцию на мозге в 1998-м. Сейчас актёр практически не снимается, лишь изредка появляясь в небольших ролях на телевидении. Основное же время он посвятил своему благотворительному фонду, финансирующему поиск лекарства от болезни Паркинсона.
Леа Томпсон, сыгравшая маму Марти МакФлая во всех трех частях фильма «Назад в будущее», затем переключилась на сериал «Каролина в городе».
В середине 90-х актриса сделала перерыв в лицедействе и посвятила свою жизнь семье. В профессию она вернулась в начале нулевых, сыграв в нескольких постановках на Бродвее. Сейчас Лиа чаще всего появляется на телевизионных экранах, хотя, в ближайшее время её можно будет увидеть и в кино — она исполнила одну из ролей в новом фильме Клинта Иствуда «Гувер», биографии директора ФБР Эдгара Гувера.
Справа: Леа Томпсон на мероприятии организации Джона Уэйна по борьбе с раком 25 сентября в Санта-Монике, штат Калифорния. :
Вероятно, более известный по роли Джима Игнатовски в ситкоме «Такси», Кристофер Ллойд также сыграл Дока во всех трех частях фильма «Назад в будущее». Позднее в своей карьере он еще не раз появлялся на экране – в роли Скруджа в фильме 2008 года «Рождественская история» и Уилли Ломана в фильме 2010 года «Смерть коммивояжера». Слева: Ллойд в роли чуднОго Дока. Справа: Ллойд на вечеринке в Лос-Анджелесе
Сейчас же Ллойд периодически мелькает в небольших ролях (одна из недавних — «Пираньи 3D»). Летом прошлого года Кристофер снова примерил на себя костюм Дока — для рекламы кроссовок Nike и аргентинского магазина бытовой техники.
Комик Том Уилсон сыграл Биффа Таннена – врага отца Марти во всех трех частях фильма «Назад в будущее», а также внука и правнука Биффа. Он снимался в сериале «Чудики и чокнутые» и озвучил многие мультфильмы. Уилсон является также художником и выступает в «камеди-клабах». Справа: актер выступает в клубе в июне 2008 года.
Криспин Гловер сыграл отца Марти МакФлая Джорджа (слева). Позднее он снялся в фильме «Машина времени в джакузи», записал эксцентричный альбом, опубликовал экспериментальные книги и снял несколько фильмов сам.
Американка малазийского происхождения Клаудиа Уэллс сыграла подружку Марти Дженнифер Паркер (наверху), но из-за болезни матери в двух продолжениях фильма ее не было. С 1991 года Уэллс продает мужскую одежду под маркой «Armani Wells». Внизу: она прибыла на 25-ую годовщину фильма «Назад в будущее» в Чикаго в феврале 2010 года.
Более известная за свою драматичную роль в фильме 1995 года «Покидая Лас-Вегас», за которую она была номинирована и на Оскар (лучшая женская роль») и на Золотой Глобус, Элизабет Шу заменила Клаудиу Уэллс в роли подружки Марти Дженнифер Паркер в продолжениях фильма. Она снялась в таких фильмах, как «Разбирая Гарри» (1997 год), «Гамлет 2» (2008) и «Дон МакКэй» (2010).
Лысый актер Джеймс Толкан известен своими ролями строгих «власть имущих», включая директора школы Джеральда Стрикленда в «Назад в будущее» и «Назад в будущее 2». Он также много снимался в сериалах, включая сериал «Тайны Ниро Вульфа».
Актер Кейси Семашко сыграл одного из банды Биффа по кличке 3-D, у которого были 3-D очки, в трилогии «Назад в будущее». Он также снимался в таких фильмах, как «Останься со мной» (1986 год), «Билокси Блюз» (1989 год), «О мышах и людях» (1992 год), а также в сериале «Схватка». Внизу: актер на премьере в кинотеатре Нью-Йорка в июле 2007 года.
Еще один член шайки Биффа в первых двух частях фильма – Мэтч (наверху, слева). Его сыграл Билли Зэйн, который позднее снялся в фильме «Фантом» (1996) и в знаменитом «Титанике» (играл жениха героини Кейт Уинслет). Внизу: актер на церемонии вручения «Грэмми».
В третьей части фильма «Назад в будущее» Мэри Стинбурген сыграла Клару Клэйтон (наверху), в которую влюбляется Док. Позднее актрису номинировали на Оскар в категории «лучшая актриса второго плана» за фильм «Мелвин и Говард» (1980 год), на награду «Satellite Award» за сериал 2003-2005 годов «Новая Жанна Д’Арк».
Актер Элайджа Вуд дебютировал во второй части «Назад в будущее» как «мальчик-игра» (вверху слева). У него была эпизодическая роль, но Вуд стал настоящей звездой после таких фильмов, как «Ледяной ветер» (1993), трилогии «Властелин колец» (1999-2003) и «Вечное сияние чистого разума» (2004).
Режиссер всех трех фильмов Роберт Земекис за работой с исполнителем главной роли Майклом Дж. Фоксом. Земекис также снял такие фильмы, как «Кто подставил Кролика Роджера» (1988), «Форрест Гамп» (за которого он получил Оскар как лучший режиссер) и «Полярный экспресс». Внизу: режиссер на кинофестивале в Нью-Йорке в апреле 2010 года.
На презентации Blu-Ray-издания трилогии съёмочная группа снова собралась вместе. Разумеется, все журналисты спрашивали режиссёра Роберта Земекиса — будет ли четвёртая часть? Тот уверенно заявил, что новых приключений Марти МакФлая ждать не стоит.
Но всё равно, история «Назад в будущее» продолжается: после выхода третьей части на телевизионные экраны вышел мультсериал, а прошлом году была выпущена компьютерная игра, в создании которой принял участие сценарист картины Боб Гейл, а некоторых персонажей озвучили актёры из оригинальной трилогии.
Любопытные факты о фильме
Эту идею фильма режиссер Роберт Земекис предлагал разным киностудиям. В то время (80-е годы) была большая мода на тинейджерские комедии с сексуальными шутками. Поэтому большинство киностудий отказалось от проекта: он был для них слишком пристойным. Когда же Земекис предложил фильм студии Диснея, они отказались, посчитав сюжет, в котором мать влюбляется в своего будущего сына, наоборот, слишком пошлым.
Сид Шайнберг, начальник студии Юниверсал, потребовал от Роберта Земекиса и автора Боба Гейла изменить сценарий. Во-первых, мать Марти должна была получить имя Мег, а не Лоррэйн (жену самого Шайнберга звали Лоррэйн). Доку Брауну в качестве спутника полагался шимпанзе, а не собака.
И наконец: Шайнберг считал, что фильм со словом "будущее" в названии не может быть кассовым - и потребовал поменять название на "Космический пришелец с Плутона" (Space Man from Pluto). В сцене, где Марти МакФлай утверждает, что его зовут Дарт Вейдер с планеты Вулкан, он должен был сказать "с планеты Плутон". Шайнберг послал соответствующий меморандум.
На помощь режиссеру пришел исполняющий продюсер Стивен Спилберг: он послал в ответ "Спасибо, Сид, за удачную шутку - мы очень смеялись." Чтобы сохранить лицо, Шайнберг не стал настаивать.
Фильм начинается так же, как "Машина Времени" (1960) - коллажем из разных часов.
В начале фильма показываются часы, на которых висит человек. Это - знаменитая сцена с участем комика Гарольда Ллойда (фильм "Наконец в безопасности" 1923 года). В этом фильме Гарольд Ллойд висит на стрелке башенных часов... и именно эту сцену пародирует другой Ллойд - Кристофер в конце фильма, вися на часах ратуши.
Диктор новостей в начале фильма - актриса Дебора Хармон, которая уже снималась у Роберта Земекиса в 1980 году в фильме "Подержанные машины"
В начале фильма видно, что у Дока Брауна есть хобби - он играет на саксофоне.
Огромный усилитель, к которому Марти в начале фильма присоединяет электрогитару в лаборатории Дока - носит обозначение CRM-114. Именно так назывался декодер сообщений в фильме Стэнли Кубрика "Доктор Стрэйнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу". Кроме того, это - номер космического корабля из фильма "2001 - космическая одиссея", тоже Стэнли Кубрика.
Солнечные очки, которые Марти носит в начале фильма были исключительно для рекламных целей, и больше в трилогии не появляются.
Для фильма было заключено несколько контрактов для позиционирования рекламных продуктов. Одни из них - очевидны ("Пепси", "Тексако", "Тойота"), а другие - нет.
Компания "California Raisin", изготовитель изюма, заплатила 50'000 долларов за то, чтобы их продукт появился в фильме. Но для изюма не было места в сценарии, кроме того, по словам Боба Гейла, "на кинопленке изюм выглядит как кучка дерьма". Поэтому логотип компании нарисовали на скамейке, на которой в конце фильма спит бомж Ред. Фирма запротестовала - и ей вернули гонорар.
В 1985 году Док Браун живет в гараже своей виллы из 1955 года. Сам же дом сгорел! В начале фильма это можно прочесть на вырезках из газеты, висящих на стене. Кроме того, там же написано, что он продал свою землю девелоперам - поэтому в 1985 году рядом с домом Брауна стоит ресторан Burger King.
В начале фильма, где Марти МакФлай участвует в состязании муз. групп, в роли одного из судей появляется певец Хьюи Льюис, автор песен к фильму "The Power of Love" и "Back In Time". Именно он, когда Марти играет инструментальную версию "Power of Love", жалуется на то, что группа "громковата".
Блондин рядом с Марти, который показан в этой же сцене - Пол Хэнсон, учитель Майкла Джей Фокса по гитаре, натаскавший его для фильма.
На номере автомобиля, мимо которого Марти и Дженнифер проходят после прослушивания, написано «FOR MARY» - в честь Мэри Рэдфорд, ассистентки режиссера второй съемочной группы, Фрэнка Маршалла.
Все сцены 1985 года на площади перед зданием суда были отсняты к концу съемок. Сначала кулисы города были созданы в ярких тонах для 1955 года, а потом «состарены» и ободраны для 1985 года.
Многие лавки, существовавшие в 1955 году, закрыты в 1985. На скамейке, на которой сидят Марти и Дженнифер, красуется логотип ювелирного магазина «Zales», который теперь находится в торговом центре «Две елки». В 1955 году этот магазин расположен еще на главной площади!
В начале первой части карниз перед циферблатом часов на здании суда цел, так как Марти еще не изменил прошлое. После того, как Док оступается и обрушивает часть карниза в конце фильма (в 1955 году), этого куска недостает и в 1985 году. И в 2015 году его тоже нет!
Дженнифер записывает свой телефон на листовку о восстановлении часов. Ее номер – 555-4823. В американских фильмах все номера телефонов начинаются на 555, чтобы на них никто не звонил реально, так как этого кода в США не существует.
Когда «Назад в Будущее» вышел в кино в Австралии, Майклу Джей Фоксу пришлось сняться в телевизионном ролике для австралийского телевидения и предупредить общественность об опасности цепляния за автомобили на скейтборде.
Статуи львов, стоящие на въезде в район «Lyon Estate», созданы по образу и подобию таких же львов, украшающих Сент-Луис, родной город сценариста Боба Гейла.
Криспин Гловер, игравший Джорджа МакФлая, отца Марти, на самом деле на три года младше Майкла Джей Фокса.
Чтобы превратиться из 23-летней Ли Томпсон в 47-летнюю Лоррэйн МакФлай, ей приходилось проводить 3 часа в гримерной.
26 октября 1985 года в 1:20 ночи на стоянке торгового центра Пуэнте Хиллз Молл, где был отснят торговый центр «Две Елки», собралась масса фанатов, чтобы посмотреть, не случится ли там чего. Фильм вышел в США в июне 1985 года, поэтому показанные в фильме события 1985 года еще только предстояли...
В процессе сценария концепция машины времени многократно менялась. Сначала это был лазерный прибор размером с комнату. Затем машина времени стала выглядеть, как холодильник. Роберт Земекис рассказал в интервью, что этот концепт отбросили, опасаясь, что маленькие дети будут забираться в холодильник и пострадают при этом. Была еще одна идея - для возвраи щения в 1985 год ДеЛореан нужно было довезти до полигона для испытания атомных бомб. Сохранился даже вариант сценария с этой идеей.
В фильме используется модель ДеЛореана 1981 года с шестью цилиндрами. На ДВД его неправильно обозначают четырехцилиндровиком.
Крышка на атомном реакторе на корме ДеЛореана – на самом деле колпак колеса автомобиля «Додж Полярис».
На ДеЛореане в фильме шкала спидометра доходит до 95 миль в час. Но на реальных спидометрах ДеЛореанов до включительно 1985 года шкала достигала всего 85 миль! Недостаточно для путешествия во времени.
Цвета дисплея установки времени в машине времени (красный, зеленый, желтый) – отсылка к фильму «Машина времени» 1960го года, где использовались лампы тех же цветов.
На потоковом накопителе есть две надписи: «Отключать привод накопителя перед открытием» и «Защищать глаза от света».
Док Браун всегда носит несколько наручных часов. Это особенно хорошо видно, когда он объясняет Марти, как работает машина времени. Эта привычка у него остается надолго, как показывает это фото из второй части.
Чтобы путешествовать во времени, нужно достичь скорости в 88 миль в час. Цифра 8, повернутая на 90°, означает в математике «бесконечность». Тем не менее, Боб Гейл сказал в интервью, что число 88 выбрано произвольно – оно просто хорошо звучит.
В фильме Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу» Голди Хоун говорит, что 26 октября 1985 года она выпила эликсир вечной юности. Это – дата первого путешествия во времени.
Дата, в которую Марти отправляется во времени – 5 ноября. Именно этот день – цель путешествия во времени в фильмах «Time After Time» (1979) и «Timerider: The Adventures of Lyle Swann» (1982). Кроме того 5 ноября – день рождения отца автора сценария Боба Гейла. Кроме того, именно отец невольно подкинул сюжет фильма Бобу Гейлу.
Когда Боб рассматривал старый школьный альбом отца, он задался мыслью, были бы они друзьями, если бы ходили в школу в одно время. Так родилась идея о подростке, который сталкивается со своими родителями-сверстниками. Еще же дата выбрана по той причине, что в американских школах балы, как правило, состоятся в ноябре.
Сына старика Пибоди, проживавшего на месте торгового центра, зовут Шерман. Шерманом звали мальчика из мультфильма «Приключения Рори и Бульвинкля», который путешествовал во времени со своей собакой. Собаку звали Мистер Пибоди.
Фиктивный комикс «Истории из космоса» (Tales from Space) появлялся минимум дважды в сериале «Оливер Бин».
В сценарии не было написано, что Марти будет стукаться головой о дверь ДеЛореана. Эта идея появилась во время съемок, когда механизм дверей изрядно износился и дверь открывалась недостаточно быстро.
По книге, опубликованной параллелньно с фильмом, Марти прячет ДеЛореан в гараже недостроенного дома своих родителей в Lyon Estates. Но бюджет не позволял создать целую улицу в недостроенном виде – и поэтому в фильме Марти прячет машину за рекламным щитом.
В 1955 году в кино идут, помимо фильма с Рональдом Рейганом, еще два фильма: "This Boy’s Life" (рабочее название фильма Спилберга «E.T. – инопланетянин») и "Watch The Skies" (рабочее название фильма Спилберга «Близкие контакты третьей степени»).
Эти же фильмы идут в кино в фильме «Гремлины», который также продюсировал Стивен Спилберг. Кстати, сами «Гремлины» снимались на кулисах главной площади из «Назад в будущее».
Площадь перед зданием суда сверху похожа на потоковый накопитель.
Колокол на башне здания суда играет ту же мелодию, что и часы в фильме «Машина времени» 1960 года по роману Герберта Уэллса. Кроме того, это мелодия колоколов лондонского Биг Бена.
Мэра «Голди» Уилсона прозвали так из-за его золотого зуба.
Фамилии мэров Рэд Томас и Голди Уилсон вместе образуют имя актера, игравшего Биффа Тэннена - Томаса Уилсона.
Марка «Кэлвин Кляйн» была достаточно малоизвестной в Европе в 1985 году. Поэтому в итальянском дубляже Марти в 1955 году называют «Леви Штраусс». Во французском дубляже его зовут «Пьер Карден»...
В Италии телевидение было государственным, и понятия «Rerun» (повторный показ) в этом языке не существовало. Поэтому в итальянском дубляже Марти видел телевизионное шоу «на видео». В русском переводе он его видел «в записи».
У Лоррэйн есть брат и сестра. Брата Милтона играет Джейсон Херви, который позже снимался в роли брата главного героя в сериале «Чудесные годы». Сестру Салли играет Майя Брютон, позже игравшая сестру главного героя в телесериале «Паркер Льюис». Таким образом они продолжили традицию играть брата/сестру главного героя.
На футболке Линды МакФлай стоит надпись «Класс ’84 года». Майкл Джей Фокс снимался в 1982 году в фильме с таким названием.
В лаборатории Дока висят портреты четырех знаменитых ученых: Исаак Ньютон, один из первых физиков современности; Бенджамин Франклин, открывший электричество посредством удара молнии; Томас Эдисон, изобретатель современных электростанций; и Альберт Эйнштейн, открывший теорию относительности. Современная физика, удар молнии, добыча электроэнергии и путешествия во времени – ключ к сюжету фильма.
Школа Хилл Вэлли на самом деле находится в городе Уайттир в Калифорнии. В этой школе учился бывший президент США Ричард Никсон.
В сцене, в которой Марти посещает Джорджа в школе, на заднем плане висит плакат «Рона Вудворда – в президенты класса!» Рональд Вудворд – «Key Grip», то есть, главный рабочий-постановщик фильма.
Когда Марти идут с Доком по школе, на заднем плане висит плакат «Bulldogs vs. Indians». «Bulldogs» была командой по амер. футболу начальной школы Боба Гейла, а «Indians» - средней школы.
Когда Марти навещает Джорджа в костюме «Дарта Вейдера», он играет ему через плеер музыку «Ван Хэйлен». Однако здесь имеется в виду не группа «Van Halen», а их главный гитарист, Эдвард Ван Хэйлен.
Если присмотреться, то на кассете видно маленькую приписку «Edward». Для того, чтобы использовать имя группы в фильме, нужно было заручиться согласием всех ее членов. Так как это сделать не удалось, продюсеры заручились согласием (и именем) только лидера группы. Песня, которую Марти играет в плеере, называется «Untitled» («Без названия») и была вообще-то написана для фильма «The Wild Life» (1984). В этом фильме в главных ролях снимаются Эрик Столц и Ли Томпсон.
Эрик Столц был даже запланирован на роль Марти МакФлая! Майкл Джей Фокс был связан контрактом с сериалом «Семейные узы» («Family Ties») и не мог принимать участие в фильме. Через несколько недель после начала съемок продюсеры поняли, что Столц не подходит на роль подростка. Поэтому его уволили из фильма, и пришлось обновлять весь гардероб Марти МакФлая.
Тем не менее, когда Майкл Джей Фокс снимался в «Назад в будущее», он все еще был связан контрактом с сериалом «Семейные узы». Поэтому днем он снимался в сериале, а по ночам ездил на съемки фильма. Поэтому первым делом были отсняты ночные сцены (стоянка у торгового центра, возвращение в 1985 год итд.). Дневные съемки проходили по выходным.
В одном месте в фильме все же можно увидеть Эрика Столца. Он уже снимался в течение нескольких недель, и многие сцены с ним были уже отсняты. В сцене, в которой Марти сбивает Биффа с ног ударом (в кафе 1955 года перед погоней за скейтбордом) – показан кулак Эрика Столца. Также ходят слухи, что в сцене, в которой Марти ныряет в ДеЛореан на стоянке, спасаясь от ливийцев – тоже показан Столц. Тем не менее над этой сценой до сих пор спорят знатоки: у Столца в этих сценах был совершенно другой костюм.
Кроме того, на роль Дока Брауна также одно время планировался другой актер. Джон Литгоу, известный по сериалу «Третья планета от Солнца». Он даже снимался вместе с Кристофером Ллойдом в фильме «Приключения Баккару Банзая в восьмом измерении», где играл сумасшедшего ученого (!). А Кристофер Ллойд играл там инопланетянина.
Кристофер Ллойд играл персонаж «Эммета Л. Брауна» как смесь из Альберта Эйнштейна и композитора Леопольда Стоковски.
Ли Томпсон (Лоррэйн) и Кристофер Ллойд (Док) снимались вместе в шести фильмах: трилогия «Назад в будущее», «Деннис-мучитель», «Право не отвечать на вопросы» и телефильм «Haunted Lighthouse». Тем не менее за все это время у них была всего одна разговорная сцена:
Марти: Это Док... мой дядя! Доктор Браун.
Лоррэйн: Здравствуйте.
Док: Здрасьте.
Начало песни «Johnny B. Goode» Чака Берри – 1:1 соответствует началу песни «Fun, Fun, Fun» группы Beach Boys. «Johnny B. Goode» вышел в 1958 году, «Fun, Fun, Fun» - в 1964.
Во время исполнения «Johnny B. Goode» лидер группы на балу, Марвин Берри, звонит своему кузену Чаку. Чак Берри – автор песни «Johnny B. Goode».
В титрах первой части написано, что песню «Johnny B. Goode» исполняет Марти МакФлай. На самом деле ее исполнял Марк Кэмпбел, а гитарное соло играл Тим Мэй.
Для сцены, в которой на фото появляются брат и сестра Марти, студия спецэффектов Industrial Light & Magic (ILM) сделала гитарный гриф размером в 3-4 раза больше обычного, и использовала увеличенное фото. Это была единственная возможность реализовать этот эффект в 1985 году.
В одной из старых версий сценария Марти со своим рок-н-роллом вызвал на школьном балу массовые беспорядки. Чтобы их погасить, приезжает отряд полиции. Кроме того, в той версии сценария Док добывает секретную составную часть Кока-колы. И когда они возвращаются в 1985, все машины выглядят, как в 50-х годах – но способны летать... Отчасти следы этой концепции можно увидеть во второй части, в рекламном ролике Голди Уилсона III-го.
Если внимательно посмотреть на ключи от ДеЛореана, то на брелке написано: «555-1128 OUT-A-TIME», и на задней стороне – «Brown Dr. – JFK – Hill Valley, CA». Это – телефон и адрес Дока!
Фары ДеЛореана мигают по азбуке Морзе: три точки, три тире, три точки: SOS!
Бомж на скамейке, которого Марти называет «Рэд» - не бывший мэр Рэд Томас из 1955 года. Майкл Джей Фокс импровизировал в этой сцене. В сценарии этого имени не было.
Есть мнение, что ДеЛореан глохнет и не заводится, потому что в это время происходит прыжок во времени. Когда он заглох в 1955 году за несколько минут до 10:04 – во второй части приблизительно в это время в машину времени бьет молния и отправляет Дока в 1885 год. Когда он вернулся в 1985 год и заглох, как раз приблизительно в это время (1:20) Эйнштейн путешествует на одну минуту вперед.
Однако эта теория достаточно спорная: когда снималась первая часть, продолжения еще и в мыслях не было. Кроме того, времена этих прыжков не соответствуют времени глушения мотора.
В начале фильма Марти подъезжает встретить Дока к торговому центру «Две елки» (Twin Pines Mall). Так как он раздавил одну из елок Пибоди в 1955 году, в конце фильма торговый центр называется «Одинокая елка» (Lone Pine Mall).
Будильник в комнате Марти играет песню «Back In Time» группы «Huey Lewis And The News», которая также исполняла песню «The Power Of Love». Кроме того, на стене у Марти висит рекламный плакат к альбому Хьюи Люиса «Sports».
На кровати Марти лежит журнал RQ. На самом деле это журнал для библиотекарей и называется "Reference Quarterly".
Новый фузионный реактор «Mr. Fusion – Домашний преобразователь энергии» на ДеЛореане создан из кофемолки марки Крупс.
Сцену, в которой Марти спрашивает Дока, будут ли они в будущем «полными кретинами» («assholes») сняли дважды – для американской телеверсии с менее ругательным диалогом.
Состав оркестра Алана Сильвестри для записи музыки к «Назад в будущее» был в то время самым большим, когда-либо собранным для записи музыки к фильму.
В 1955 году «Оскар» за лучший фильм достался фильму «Марти». Но по словам продюсера Боба Гейла это не было причиной выбора имени главного героя. Им просто понравилось это имя.
Имя Эмметт происходит от слова «Time» (время). Оно просто написано задом наперед, а согласные удвоены.
Второе имя Дока – Латроп (Lathrop) – при прочтении задом наперед превращается в «Портал».
Фамилия «Тэннен» в первой части не упоминается ни разу. В финальных титрах стоит, что это фамилия Биффа. Происходит это имя от тогдашнего президента студии Юниверсал, Неда Тэннена. В начале планировалось, что Биффа будет играть Дж. Дж. Коэн (он играл дружка Биффа по имени «Скинхед» - «Бифф, погляди на этот жилет! Малый боится утонуть.»). Но Эрик Столц оказался выше Коэна ростом, поэтому на роль Биффа был взят Том Уилсон. А вот если бы Фокс играл Марти с самого начала, то Биффа бы таки играл Дж. Дж. Коэн!
В роли еще одного приспешника Биффа снимается Билли Зейн («Титаник») в своей первой кинороли.
В видеоклипе «The Power Of Love», опубликованном в то время, Док Браун подъезжает на ДеЛореане к клубу, в котором выступают «Huey Lewis And The News». Несколько девушек уговаривают его зайти в клуб, а несколько зевак «одалживают» в это время ДеЛореан. Затем следует песня, а в конце ДеЛореан возвращается из путешествия во времени.
Когда первый фильм был закончен, продолжения не планировалось. Вслед за летящим ДеЛореаном сразу шли финальные титры. Когда впоследствии вышли вторая и третья часть, и первая появилась на видео, между финальной сценой и титрами была добавлена вставка «To Be Continued…» (Продолжение следует). Для ДВД-версии эту вставку снова убрали, восстановив оригинальую киноверсию.
-Нет, мы никогда не собирались назвать эту часть "Назад из будущего".
Боб Гейл, автор сценария
Конец первой части задумывался, как шутка. В то время никто серьезно не думал о продолжении, иначе бы в машину времени не стали сажать Дженнифер. Из-за трудностей сценаристов вставить ее в сюжет, Дженнифер усыпили в самом начале путешествия в 2015 год...
Вторая и третья часть были задуманы одним фильмом под рабочим названием «Парадокс». Но реализация была бы слишком дорогостоящей. Однако вариант сценария «Парадокса» сохранился.
В еще одном варианте сиквела Марти пришлось бы вернуться не в 1955-й год, а в 1967-й – и познакомиться со своими родителями, ставшими хиппи. Но Земекис запорол этот вариант, так как он слишком похож на первую часть. К тому же, возвращение в 1955-й год гораздо богаче в плане «другой точки зрения на события первой части».
Во второй части сменилась актриса, игравшая Дженнифер. Клаудия Уэллз, игравшая ее в первой части, ушла из кинематографа из-за проблем с наркотиками, поэтому во второй части Дженнифер играла Элизабет Шью.
Первая связь между Клинтом Иствудом и «Назад в Будущее» - заставка второй части идет поверх материала (полета над облаками), снятого ILM для фильма «Файрфокс» с Клинтом Иствудом в главной роли.
Такси, в которое чуть не врезается ДеЛореан при выходе во времени в 2015 году – то же самое, что везло Биффа позже.
Когда доктор провозглашает «Мы подлетаем к Хилл Вэлли, время: 16:29, вторник, 21 октября 2015 года!» В оригинале он говорит «4:29 PM» - и в это время счетчик ДВД показывает ровно 0:04:29! Правда, только на американской версии в NTSC, так как европейская версия в PAL немного ускорена (25 кадров в секунду вместо 24 кинокадров).
Причиной того, что Док стягивает со своего лица кожу придумали для того, чтобы ему не пришлось носить грим «старого Дока Брауна» в течение всех продолжений.
В 1955, 1985 и 2015 годах на площади перед судом есть автозаправка "Texaco".
В будущем в кино идет фильм «Челюсти-19», режиссер – Макс Спилберг. У Спилберга действительно есть сын по имени Макс.
Марти заглядывает в 2015 году в антикварную лавку и видит на витрине фигурку Кролика Роджера. В фильме «Кто подставил Кролика Роджера» (1988) Роберт Земекис был режиссером, а Кристофер Ллойд играл главного злодея.
Кроме того в этой же витрине – куртка Марти из первой части.
В «Кафе 80-х» официанты – электронные варианты Майкла Джексона, Рональда Рэйгана и Аятоллы Хомейни. Это – пародия на сериал 80-х годов «Max Headroom». Там тоже был компьютерный персонаж, и он так же заикался.
На стене в «Кафе 80-х» висят головы-изображения разных знаменитых личностей. Слева направо: Фидель Кастро, принц Чарльз, Михаил Горбачев, Хауард Коселл, Рональд Рейган, Аятолла Хомейни.
Одного из детей, которым Марти показывает комп. игру «Дикий стрелок», с легкостью узнают сектанты «Властелина Колец» - это Элайджа Вуд! Ему тогда было 8 лет, и это - одна из его первых ролей.
Компьютерная игра «Дикий стрелок» - вообще-то не использовалась в игровых автоматах, а только на приставках Нинтендо. Для фильма ее встроили в игральный автомат.
На мониторах в «Кафе 80-х» идут сериалы 80-х годов, причем все – компании Universal. В их числе: "The Smurfs" (мультфильмы), "Cheers" (ситком), "Family Ties" («Семейные узы» с Майклом Джей Фоксом!), "Taxi" («Такси» с Кристофером Ллойдом!), CNN, "Oprah Winfrey" (токшоу), "Geraldo" (токшоу), "Pee Wee’s Playhouse", "Wheel of Fortune" (аналог «Поля чудес»), "Miami Vice", "Magnum P.I.", "Dallas" (сериалы).
Вторую и третью часть фильма снимали через 4 и 5 лет после первой, соответственно. За это время Майкл Дж. Фокс уже разучился кататься на скейтборде.
В одном из вариантов сценария вместо погони на летающих скейтбордах планировалась сцена на стадионе футуристичной игры «Сламболл», в которой игроки носят специальные кроссовки для бега по вертикальной стене. Но этот вариант оказался слишком дорогим, и поэтому создатели фильма решили сделать сцену погони на скейтах более похожей на ту, что была в 1955 году.
Кстати, в этой версии сценария Джордж МакФлай вывихнул спину не при гольфе, а при сламболле.
Когда снималась сцена, где банда Биффа врезается в фасад здания суда, каскадер Черил Уилер-Диксон, заменявшая актрису Дарлин Фогель, сильно повредила ноги, налетев на колонну здания суда, и была госпитализирована на несколько недель. Так как она, лежа в больнице, не могла пересняться, сцена так и вошла в фильм.
Голос куртки Марти, счетчика такси и дверной системы в доме Марти – один и тот же.
Старика, мечтающего о том, чтобы вернуться в прошлое и поставить деньги на выигравшую бейсбольную команду, играет Чарльз Фляйшер. Он озвучивал Кролика Роджера в фильме Земекиса «Кто подставил Кролика Роджера?».
Этого старика зовут Терри. Это тот самый Терри, который чистил машину Биффа в 1955 году от навоза и взял с него 300 долларов. В бонусах есть удаленная сцена, в которой старый Бифф в 2015 году все еще попрекает Терри этими 300 долларами.
Рик Картер, художник-постановщик второй и третьей части, болен легастенией, поэтому надписи на многих щитах, созданных им, пришлось исправлять. Кроме того, он создал много футуристичных плакатов с японскими иероглифами, и утверждал, что они имеют смысл – что впоследствии было опровергнуто японскими посетителями киностудии.
Второй вариант газеты «USA Today», где показана арестованная банда Гриффа, открывает их настоящие имена. Под кличками "Data", "Spike" и "Whitey" скрываются Рэйф Ангер, Лесли О’Малли и Честер Ногура.
Другие статьи в этой газете: «Вашингтон готовится к визиту королевы Дианы» и «Новый налет пальцевой банды». Так как оплата в 2015 году производится с помощью отпечатка пальца, естественно, появляются преступные банды, охотящиеся за пальцами обывателей!
Альманах стоит 32,19 доллара США включая НДС. Марти заплатил за него с помощью отпечатка пальца. Таким образом, деньги за альманах были сняты со счета 47-летнего Марти МакФлая.
Вряд ли тоненький альманах, показанный в фильме, мог бы уместить 50 лет спортивной статистики, включая региональные результаты колледжских соревнований. Но книгу специально сделали такой тоненькой, чтобы она влезала в карман куртки Марти и карман брюк Биффа.
Док говорит, что оставил пса Эйнштейна в «Вакууме времени». Эту фразу придумали, чтобы описать, что случилось с Эйнштейном: в конце первой части Док уехал с ним в будущее, но вернулся без него.
Марти-мл. выходит из «Кафе 80-х» и его чуть не давит автомобиль. Он гневно кричит на водителя «Я здесь иду! Я здесь иду!» Это – цитата из фильма «Полночный ковбой»
Фамилии двух женщин-полицейских из 2015 года – «Риз» и «Фоули». Во всех фильмах, которые образовались в соавторстве Боба Земекиса и Боба Гейла, полицейские носят эти фамилии.
Футуристические машины из 2015 года уже появлялись в других фильмах. Например, «Звездная машина» из фильма «Последний звездный боец» и «Спиннер» из фильма «Бегущий по лезвию». Остальные машины – модифицированные «Форд Проуб», «Мустанг», «БМВ» и несколько олдтаймеров.
Такси из будущего, на котором едет Бифф – модифицированный «Ситроэн ДС». Этот автомобиль начали производить в 1955 году, так что она вполне могла бы появиться и в первой части. Также это такси показано в качестве выгоревшей развалюхи в альтернативном 1985 году.
Летающий робот, который водит собаку на прогулку, позаимствован из фильма «Батарейки не прилагаются».
В 2015 году мода на ношение двух галстуков сразу! На 47-летнем Марти надето два галстука. На Доке Брауне тоже, но они прозрачные, поэтому это не очень заметно.
Сценарный ход о гибели Джорджа МакФлая был создан по причине, что Криспин Гловер отказался играть эту роль в продолжении! Поэтому на роль Джорджа был нанят актер Джеффри Вайссман.
В аттракционе Universal Tours Вайссман играл роли Стэна Лоурела, Чарли Чаплина и Гроучо Маркса. Сцены из 1955 года, в которых показан Криспин Гловер в роли Джорджа, были взяты из первой части. После выхода фильма Гловер подал в суд на продюсеров, и им пришлось ему заплатить за использование этого материала.
Джордж висит в 2015 году вверх ногами по трем причинам:
- чтобы не было видно, что это другой актер
- потому что это смешно
- если бы Криспин Гловер все-таки передумал, его можно бы было поставить вверх тормашками.
Роль Нидлза, коллеги Марти, который в третьей части вызывает его на автогонку, играет Майкл Балзари, более известный под именем «Flea» (Блоха) – басист группы «Red Hot Chili Peppers».
На факсе, уведомляющем Марти об увольнении, написан адрес предприятия: «11249 Business Center Road, Hill Valley, CA 95420-4345». На самом деле этот почтовый индекс принадлежит городку Каспар. Он находится в пятистах милях к северу от Лос-Анджелеса на тихоокеанском побережье.
В Хилл Вэлли кто-то злоупотребляет граффити. В 1985 году (1-я часть) на входе граффити «BOB» (в честь двух Бобов, Земекиса и Гейла).
В переулке в 2015 году какой-то нерадивый школьник набрызгал «Class of '16». Из надписи «Hilldale – The Address Of Success» (Хиллдэйл – Адрес успеха) кто-то сделал «The Address of Suckers» (Адрес неудачников).
В году 1985 кто-то переделал «Hill Valley» в «Hell Valley» (долина ада).
Казино «Biff Tannen’s Pleasure Paradise» (Рай Радостей Биффа Тэннена) был сделан по образу казино «Plaza Hotel & Casino» в Лас-Вегасе.
Неоновый знак с подписью Биффа Тэннена похож на неоновый знак «Bob Stupak’s Vegas World Casino».
В газете от 16 марта 1973 года написано, что Джордж МакФлай был найден мертвым в переулке, в двух кварталах от общественного центра Хилл Вэлли. В этом центре МакФлай должен был получить награду за многолетнюю борьбу с концерном «БиффКо.» Дата «15 марта» взята неспроста: это «иды марта»!
Когда Бифф достает из сейфа альманах и подает его Марти, видно, что он его хранит в полиэтиленовом пакете, чтобы защитить от пыли. Суперобложка, которую так расхваляла продавщица, нет - ведь он в нее завернул порнографический журнал на танцах в 1955 году, чтобы дать директору Стрикленду!
Вторая связь "Назад в Будущее" с Клинтом Иствудом. Бифф смотрит по телевизору фильм Серджио Леоне "За пригоршню долларов". В третьей части Майкл Джей Фокс сыграет свой вариант этой сцены из знаменитого спагетти-вестерна.
В газете от 4 мая 1958 года изображена фотография Биффа, выигравшего в свой 21-й день рождения 1'182'000 долларов на скачках.
Чтобы сэкономить время и деньги, во второй части кулисы студии Юниверсал были созданы по частям. Улица 1955 года была воссоздана только с одной стороны, на другой стороне улицы были кулисы 1985А-года с «Раем радостей Биффа Тэннена».
Так как оригинальных кулис из первой части не сохранилось, пришлось воссоздавать всю улицу заново – и это обошлось дороже, чем полное ее строительство для первой части!
Бифф передает сам себе альманах спорта. Он говорит «Флорида выиграет чемпионат мира по бейсболу 1997-го года, ну конечно.» Фильм вышел в 1989 году. 8 лет спустя на чемпионате мира по бейсболу действительно выиграла команда Флориды, Florida Marlins. Самое интересное – в 1989 году у Флориды вообще не было своей бейсбольной команды, и Florida Marlins еще не существовали!
Все результаты спортивных событий 12 ноября 1955 года – реальные. Игра UCLA против Вашингтона действительно закончилась голом Джима Декера, забитым в последнюю секунду.
Сцена, в которой Лоррэйн говорит в машине, что когда у нее будут дети, они смогут делать, что хотят, существует только во второй части. В первой части этой сцены не было. То и дело появляются любители фильма, которые утверждают, что видели вариант первой части с этой сценой, а позже она была вырезана. На самом деле она имела место в новелизации сценария к первой части. Боб Гейл, автор сценария, подтвердил, что в первом фильме этой сцены никогда не было.
Туннель на Ривер Роуд, через который Бифф едет в школу – тот же туннель, что ведет в Тунтаун в «Кто подставил Кролика Роджера».
В газете, когда заголовок «Dr. Brown Committed» (Доктор Браун упрятан в психушку) превращается в «Dr. Brown Commended» (Доктор Браун награжден), изменяется еще один заголовок.
«Nixon to Seek Fifth Term» (Никсон выставляет кандидатуру на пятый срок) изменяется на «Reagan to Seek Second Term» (Рейган выставляет кандидатуру на второй срок). Кроме того, в газете альтернативного времени война во Вьетнаме все еще не кончилась.
Огненные следы ДеЛореана, которые он оставляет в небе после удара молнии, выглядят, как число «66» - и похожи на логотип «Western Auto Store» на улице, по которой Марти в конце первой части отправляется назад в будущее.
- Интересный факт: Россия, то есть Советский Союз, был тогда еще коммунистическим, но тем не менее все в России уже видели "Назад в будущее" на пиратских видеокассетах. Это был единственный раз, когда мы были рады существованию пиратских кассет. - Боб Гейл, автор сценария
Непосредственно в конце второй части, чтобы удовлетворить публику, жаждущую окончания, создатели сделали превью к третьей части. Второй и третий фильмы снимались друг за дружкой без перерыва и вышли в кино с расстоянием в полгода.
«Назад в будущее-3» был первым фильмом с новой заставкой Юниверсал к его 75-летнему юбилею.
Внешние съемки дома Эмметта Брауна проходили у знаменитого Гэмбл-Хауз, в котором никому никогда не разрешалось снимать. Однако владельцам так понравилась инсценировка этого дома в первой части, что они предложили съемочной группе снимать интерьер дома Дока Брауна в самом Гэмбл Хауз.
Киношники осмотрели этот дом, и отклонили предложение: дом был настолько красив, что они побоялись нанести интерьеру повреждения в процессе съемок. Тот же дом, в котором снимали интерьеры первой части, сменил владельца, который продал практически всю мебель. Поэтому пришлось все воссоздавать в студии.
Когда Марти рассказывает Доку о его письме, Док открывает дверь туалета – и там виден унитаз и часы над ним: Док в первой части рассказывал, как встал на унитаз повесить часы, упал, стукнулся головой и изобрел потоковый накопитель.
У Дока Брауна есть телевизор в доме и еще один в гараже. Раз у него в 1955 году два телевизора, напрашивается вывод: Док богат. ;)
Пес Коперник из первой части не мог сниматься в третьей. На его роль взяли другого, похожего, пса. Но он был чуть темнее, поэтому шерсть ему покрасили в светлый цвет.
То же самое относится к Эйнштейну. Пес из первой части, по имени Тигр, не был доступен. Поэтому в продолжениях его роль играл пес Фредди. Он настолько хорошо вписался, что ему дали роль Эйнштейна в аттракционе студии Юниверсал «Back to the Future: The Ride».
На семейном фото МакФлаев изображены 2х Майкл Джей Фокс и 2х Ли Томпсон.
Автокино, из которого Марти отправляется в 1885 год, было построено специально для фильма. После съемок его полностью снесли и восстановили первозданную степь. Пещеру, в которой Марти прячется от индейцев, тоже создали для фильма.
Связь с Клинтом Иствудом №3: Клинт Иствуд, о котором говорит Марти в 1955 году, неизвестен Доку Брауну. Однако на заднем плане висит киноплакат к фильму «Месть твари» (Revenge of the Creature), в котором снимался юный Клинт Иствуд.
Когда Марти пробуждается на ферме МакФлаев в 1885 году, он косится под одеяло, проверяя, надеты ли штаны – отсылка к поведению Лоррэйн в 1955 году.
Марти достигает Хилл Вэлли по рельсам, доходит до вокзала – и камера поднимается над крышей вокзала, открывая вид на строящийся город. Этот ход камеры полностью копирует знаменитую сцену прибытия Джилл (Клаудия Кардинале) в фильме «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне.
Связь с Клинтом Иствудом №4: Марти представляется в 1885 году как Клинт Иствуд. Актер Иствуд разрешил использовать свое имя, так как ему нравились первые два фильма. Позже Марти одевается на похожий манер, как герой Иствуда в трилогии "Долларов" Серджио Леоне.
Издатель газеты Хилл Вэлли – М. Р. Гейл – отсылка к автору сценария, Бобу Гейлу.
В 1985 году Тойота 4х4 продается в автомобильном магазине «Статлер». В 1955 году у братьев Статлер – магазин по продаже Студебеккеров. В 1885 году «Достопочтенный Статлер» продает лошадей.
В 1885 году на углу Мэйн Стрит и Хилл Стрит – салун. В 1955 году там – «Кафе Лу». В 1985 там – центр аэробики. В 2015 году там – «Кафе 80-х».
«Mad Dog» (Бешеный пес) - имя главного злодея в компьютерной игре «Дикий стрелок», в которую Марти играет в «Кафе 80-х». Если прочитать его задом наперед, получается «God Dam» (звучит как «Проклятье»).
В оригинальном сценарии Марти должен был попасть в Бьюфорда не плевательницей, а лошадиным навозом, на который он наступил до того, как войти в салун. Затем возникла мысль, что навоз на Диком Западе – ничего особенного, и что каждый ковбой привык, что в него регулярно попадает навозом...
Молния ударяет в часы в 1955 году в 10:04. Когда Марти и Док стоят перед картой ущелья Шонаш, на заднем плане видны часы здания суда, которые показывают именно это время. Кроме того, на заднем плане стоит Клара Клэйтон, которая ждет, что ее заберут с вокзала.
Небольшой обзор событий вокруг Ущелья Шонаш:
- До путешествия Дока Брауна в 1885 год: Клара Клэйтон приезжает в Хилл Вэлли, ее никто не забирает с вокзала. Она нанимает бричку и едет сама, но змея пугает лошадь, и Клара падает в пропасть. Поэтому пропасть названа в ее честь "Ущелье Клэйтон".
- После того, как Док прибыл в 1885 год: мэр поручает ему забрать Клару с вокзала. Так они знакомятся и влюбляются.
- После прибытия Марти в 1885 год: мэр просит Дока забрать Клару с вокзала, но Док не может: они с Марти отправляются расспрашивать машиниста о скорости паровоза. Клара нанимает бричку и едет сама. Док спасает Клару от взбесившейся лошади, и они влюбляются.
- После того, как Марти отправляется назад в будущее, паровоз падает на дно ущелья Шонаш. Поэтому пропасть называют "Ущельем Иствуда" в честь Клинта Иствуда (то есть Марти), упавшего в эту пропасть на паровозе. Вот кстати связь с Клинтом Иствудом №5.
Первая успешная роль Мэри Стинберджен – в фильме «Time After Time» (1979), в котором она влюбляется в путешественника во времени и сама путешествует в нем.
Мэри Стинберджен также уже снималась вместе с Кристофером Ллойдом и Джеком Николсоном в фильме «Побег в теплые края» (Goin’ South) за год до съемок «Назад в будущее-3».
Там она играла подругу Джека Николсона. После съемок «Назад в будущее-3» она послала Николсону фотографию себя вместе с Ллойдом и подписью «Понадобилось 12 лет, но Тоуфилд наконец-то заполучил девушку!» Ллойд играл в этом фильме персонажа по фамилии Тоуфилд.
Оператор-постановщик Дин Канди играет фотографа, который фотографирует Дока и Марти перед часами.
В третьей части часы с ратуши Хилл Вэлли впервые запускаются в эксплуатацию – 5 сентября 1885 года в 20:00. Как мы помним, часы останавливаются после удара молнии 12 ноября 1955 года в 22:04. Это значит: часы шли ровно 70 лет, 2 месяца, 7 дня, 2 часа и 4 минуты.
На роль мэра, который открывает празднество в Хилл Вэлли, планировался Рональд Рейган (который уже не был президентом) – однако он не смог участвовать в съемках. Рейгану очень нравилась трилогия «Назад в будущее», а когда он впервые увидел сцену из первой серии – «Кто у вас президент в 1985?» - «Рональд Рейган!» - «Этот актер?!» - он так смеялся, что попросил киномеханика перемотать пленку, чтобы посмотреть эту сцену еще раз.
В сцене, в которой Бьюфорд вешает Марти на новом здании суда, Майкл Джей Фокс едва не задохнулся. Несколько минут петля лассо его так сильно душила, что он не мог дышать. Теперь полагают, что этот случай на съемках был одной из причин возникновения болезни Паркинсона у Майкла Джей Фокса.
Музыканты, играющие на городском празднике Хилл Вэлли (два гитариста и барабанщик) – группа ZZ Top, исполняющие кантри-версию своей песни «Doubleback». Они, как и при своих современных номерах, крутят гитары вокруг своей оси – но в 1885 году это проделывает и барабанщик со своим барабаном!
Кроме того, ZZ Top исполняют рок-версию этой песни в финальных титрах.
Марти научился стрелять в сети магазинов с игровыми автоматами, «Seven-Eleven». Так как эту сеть вне США никто не знал, во многих европейских дубляжах ее окрестили «Диснейлендом».
Марти предотвращает убийство Дока Бьюфордом с помощью тарелки «Frisbee Pies». В 1871 году эта фирма открыла продажу пирогов в штате Коннетикат. Студенты университета Йель начали использовать тарелки из-под этих пирогов как диски для бросания, и так были придуманы летающие тарелки, известные как «фрисби»!
Поцелуй Дока и Клары был первым поцелуем Кристофера Ллойда в фильме за всю его карьеру.
Падающая звезда на небе во время поцелуя Дока и Клары – фишка Стивена Спилберга. Почти во всех его фильмах с ночного неба падает звезда.
Бармен и три завсегдатая в салуне – все актеры-ветераны жанра вестерн. Бармена играет Мэтт Кларк, снимавшийся в вестерне «Жизнь и невзгоды судьи Роя Бина» и классике Сэма Пекинпа, «Пат Гаррет и Билли Кид». Один из картежников – Пат Баттрам, игравший в фильме «Пулемет Гатлинга».
Второй – Гарри Кэри-мл., снимавшийся в девяти картинах легендарного вестерн-режиссера Джона Форда, помимо прочего: «В поисках», «Осень Шайеннов» и «Она носила желтую ленту». Третий картежник – Даб Тэйлор. Он снимался в четырех вестернах Пекинпа, в особенности в «Дикой Банде», а также во многих вестернах 40-х и 50-х. Кроме того, он снялся в пародии на вестерн Ричарда Доннера: «Маверик» (1994).
Связь с Клинтом Иствудом №6: Марти копирует трюк Иствуда из фильма «За пригоршню долларов» (который был показан во второй части), поместив под пончо чугунную дверь от печки.
Связь с Клинтом Иствудом №7: вокзал Хилл Вэлли, с которого отъезжает Клара, был построен для фильма «Бледный всадник» (1985) – с Клинтом Иствудом!
Город-вестерн Джеймстаун, в котором снимался Хилл Вэлли 1885 года, был разрушен в 1996 году. Причина: пожар в результате удара молнии (!)
В 1955 году машина Биффа два раза врезается в грузовик перевозчика навоза, Д. Джонса. В 1885 году Бьюфорд падает в тележку, полную навоза, принадлежащую А. Джонсу, предку Д. Джонса. Кстати, имя «Д. Джонс» было взято у производственного менеджера съемочных групп, Денниса Джонса. Его сына зовут Арлон.
Бьюфорда арестовывает помощник шерифа за ограбление почтовой кареты в Пайн-Сити. На самом деле, когда эту сцену снимали, причина ареста было убийство маршала Стрикленда.
В удаленной сцене на ДВД показывается, как Бьюфорд застреливает маршала в спину на глазах у его сына. Авторы посчитали эту сцену слишком жестокой, и вырезали ее – поэтому сцену ареста пришлось передублировать заново.
Во второй части «Назад в будущее» Док носит цветную рубашку с маленькими паровозиками. В третьей части он использует ее, уже порядочно изношенную, как маску для «научного эксперимента» на настоящем паровозе.
Сцены, в которых паровоз толкал ДеЛореан, были особенно опасны: не было гарантии, что ДеЛореан не сойдет с рельсов и что поезд его не переедет. Поэтому все сцены в профиль, в которых в машине показан Майкл Джей Фокс (например, когда он передает Доку хаверборд), были сняты задом наперед: паровоз просто тащил ДеЛореан в обратную сторону.
Саймон Уэллс, правнук Герберта Уэллса, автора книги «Машина времени», делал раскадровку всего эпизода с поездом. Позже он сам был режиссером новой экранизации «Машина времени».
Железнодорожные пути, используемые в третьей части, былы действующими линиями. Дважды в день, когда по ним проходили рейсовые поезда, ДеЛореан приходилось снимать с рельсов.
Фиолетовое платье Клары доставляло большие неудобства команде спецэффектов ILM, так как оно сливалось с синим экраном.
Когда поезд таранит ДеЛореан, он разлетается в груду обломков. В реальности поезд просто смял бы машину и сдвинул бы ее с рельсов в сторону. Для пущего эффекта ДеЛореан надпилили в нужных местах разлома и напичкали динамитом и мокрым песком. Динамит взрывался в тот момент, когда поезд сталкивался с автомобилем.
Эффект был, кстати, проделан не с миниатюрной моделью - киношники пожертвовали настоящим ДеЛореаном (правда, в фильме использовалось несколько экземпляров).
Останки генератора «Mr. Fusion» стоят теперь на письменном столе автора сценария, Боба Гейла.
Сцена, в которой Марти будит Дженнифер на веранде, была снята уже во время съемок второй части - чтобы не возвращаться на это место лишний раз.
Связь с Клинтом Иствудом №8: брат Марти подшучивает над его костюмом: «Ты что так вырядился, ты что – Клинт Иствуд?»
Паровоз Дока Брауна по дизайну напоминает подводную лодку «Наутилус» капитана Немо (автор романа: Жюль Верн) из фильма «20 тысяч лье под водой» (экранизация студии Диснея, 1954 г.)
Банда Нидлза состоит из разных членов банд Тэнненов в 1885, 1955 и 2015 году:
- Спереди: Кристофер Уинн (банда Бьюфорда Тэннена, 1885)
- Сзади слева: Джей Джей Коуэн («Скинхед», банда Биффа Тэннена, 1955)
- Сзади справа: Рикки Дин Логан («Дата», банда Гриффа Тэннена, 2015)
Связь с Клинтом Иствудом №9: в титрах продюсеры особо благодарят Клинта Иствуда.
Площадь перед зданием суда, на которой стоит кафе и весь центр города Хилл Вэлли был построен на ареале студии Юниверсал в 50-х годах.
Само здание было построено в 1958 году для фильма «Планета Земля против Паука». Это здание видно во многих телепередачах и фильмах. Но вот собственно часы были поставлены на здание суда только для фильма «Назад в будущее.» ()
Во всех путешествиях во времени время отбытия примерно соответствует времени прибытия. Это было сделано для того, чтобы избежать путаницы и эффекта «джетлэг» у героев.
Главный ДеЛореан, используемый для фильма, сейчас находится во владении частного коллекционера. Он допущен для уличного движения в штате Калифорния. Вместо номерного знака «OUTATIME» он теперь носит номер «3CZV657». Те ДеЛореаны, что стоят в студии Юниверсал – в основном копии, правда, модифицированные с помощью оригинальных деталей машин, которые использовались в фильме для каскадерских трюков.
В фильмах были не только связи с Клинтом Иствудом, но и с Майклом Джексоном (которому тоже нравился первый фильм, и он разрешил использовать свою песню в «Кафе 80-х»). В кафе 80-х есть компьютерный официант в облике Майкла Джексона. В комнате Марти в альтернативном 1985-м году висит постер Джексона. В салуне Майкл Джей Фокс проделывает знаменитый танец «moonwalk» Джексона.
Кристофер Ллойд снялся в 1999 году в сериале «Spin City» (с Майклом Джей Фоксом в главной роли). Серия называлась «Назад в будущее IV – Судный день» («Back to the Future IV – Judgment Day»), и персонажа Ллойда звали Оуэн Кингстон. В этой серии есть обилие намеков на «Назад в будущее» в диалогах. Отрывки из этой серии также есть в серии «That’s Entertainment» - клипшоу, посвященное отсылкам к кинофильмам.
Когда «Spin City» перенесли на другое програмное время, в рекламном ролике Майкл Джей Фокс и его соратники садятся в ДеЛореан и переезжают во времени на новое время трансляции!
Кристофер Ллойд еще выступал в роли Дока Брауна. В американском телешоу «День Земли» (Earth Day) он активно выступает против загрязнения окружающей среды.
Недавно Кристофер Ллойд еще раз принял образ Дока: в рекламном ролике американского спутникового телевидения DIRECTV. Этот рекламный ролик был согласован с Земекисом и Гейлом.
В 1991 году вышел мультсериал «Назад в будущее», который продлился один сезон. Из оригинальных актеров участвовали Томас Уилсон (Бифф) и Мэри Стинберджен (Клара). Дока Брауна озвучивал Дэн Кастелланета, актер, известный как голос Гомера Симпсона!
После успеха трилогии студия Юниверсал создала аттракцион «Back to the Future – The Ride». В этом аттракционе молодой Бифф из 1955 года похищает машину времени, и Док Браун вместе с посетителями аттракциона отправляется за ним в погоню сквозь время. Этот аттракцион работает во всех трех студиях Юниверсал: в Голливуде (Калифорния), Орландо (Флорида) и Осаке (Япония).
компиляция – FOX в материале использованы фрагменты статьи Дениса Данилова
тащюсь от него
ОтветитьУдалитьТом Уиллсон сыграл также не внука и правнука Биффа, а внука и прадеда.
ОтветитьУдалить