Первомай – не праздновать невозможно. Первомай – самый народный из всех политических праздников, оставшихся в наследство от советского прошлого. Изначально выйти на демонстрацию 1 мая означало показать властям и нанимателям свою готовность в любой момент стать на защиту своих прав. После 1917 — это наоборот, превратилось в демонстрацию своей лояльности. Вы, скажем, можете представить себе демонстрацию чикагских рабочих с плакатами "Народ и Рокфеллеры едины!"?…
Первое Мая сегодня является, едва ли не самым неизвестным из всех наших официальных праздников. И это при том, что среди взрослого населения практически невозможно найти человека не прошедшего хоть раз в колоне ликующих демонстрантов с последующим возлиянием на природе.
Парадокс объясняется просто – не смотря на всю официозность, массовость и размах, с каким у нас этот день отмечался до недавнего времени, его суть была полностью выхолощена еще на заре Советской Власти.
Нет, каждый советский школьник, конечно же знал, что день 1 мая — праздник «Международной солидарности трудящихся и отмечается в память о расстрелянной полицией демонстрации чикагских рабочих. Правду же о том, что та историческая чикагская демонстрация была организована американскими анархистами — в СССР старались не вспоминать.
В общественном сознании анархисты должны были ассоциироваться не с борцами за дело рабочих, а с пьяницами и бандитами, распевающими песенку о жареном цыпленке. Настоящие же борцы за «народное дело» тогда могли быть только большевики-коммунисты… пусть даже и в США.
А ведь тогда, в далеком 1886 году у рабочих было веские причины выйти протестовать на улицы — при среднегодовой зарплате рабочих в 300 долларов, средняя стоимость жизни составляла 720 долларов в год. И это при рабочем дне в 11-12 часов, а нередко — все 15 часов.
Интересный, но тоже мало афишируемый факт. Первыми отмечать 1 мая решили именно американцы. В декабре 1888 года Сент-Луисский съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая 1890 года днем общенационального выступления за права рабочих.
Но официальной советской пропаганде, отдавать пальму первенства «империалистам» явно не хотелось (тем более, то АФТ иначе, как «предателями дела рабочих» у нас не именовали).
В основном совпропаганда вспоминала Парижский конгресс Второго Интернационала, собственно и решивший праздновать 1 мая уже как день международной солидарности трудящихся. Но и здесь была недомолвка. Тот факт, что Конгресс предложил отмечать Первомай демонстрациями с социальными требованиями — не очень афишировали. Чаще говорили об абстрактной «международной солидарности».
А ведь именно в борьбе за социальные права и была главная суть Первомая, его настоящая правда. Изначально массовые первомайские демонстрации рабочих были посвящены не только и не столько конкретным, сиюминутным требованиям к работодателям и властям (но конечно и не без того). Это была своеобразная демонстрация силы.
Сродни военным маневрам, когда армия не только оттачивает боевое мастерство, но и показывает потенциальному противнику свой арсенал и возможности. Это понимали все. И рабочие, и власть предержащие. Ведь если просто так, в честь «солидарности», на улицы выходят сотни тысяч, то стоит задаться вопросом, сколько же выйдет, если «припечет»? Поэтому, чем больше удавалось вывести на улицы 1 мая, тем проще удавалось находить «общий язык» с господами капиталистами во время трудовых конфликтов.
В СССР праздник Первомая, при сохранении атрибутов и даже некоторых лозунгов, приобрел диаметрально противоположную суть. Если изначально выйти на демонстрацию 1 мая означало показать властям и нанимателям свою готовность в любой момент стать на защиту своих прав, то после 1917 года это наоборот, превратилось в демонстрацию своей лояльности. Вы, скажем, можете представить себе демонстрацию чикагских рабочих с плакатами "Народ и Рокфеллеры едины!"?
Советский рабочий рисковал уже не тем, что вышел на первомайскую демонстрацию, а тем, что отказывался это сделать. Даже в либеральные «застойные» годы за невыход можно было поплатиться премией или прогрессивкой. В «культовые» же годы за это можно было вообще загреметь в ГУЛАГ. Наверное наиболее точно подмечена извращенная суть «советского Первомая» в картине С.Луппова «1 Мая. Ткачихи». Веселящийся народ с портретами Вождя, и отделенная хмурой вооруженной шеренгой от народа Власть.
С.Луппов. "1 Мая. Ткачихи"
Приблизительно тогда же в просторечье первомайская демонстрация была переименована в «парад», что более отображало ее суть. Так же, как солдаты на парадах показывают командованию свое умение четко выполнять приказы, так и народ 1-го мая очередной раз показывал свою готовность выполнять указания "начальства". Солидарность же дозволено было выражать только зарубежным пролетариям. Внутри же станы забастовки были запрещены сразу после прихода большевиков к власти.
Попытки же бороться за собственные социальные права пресекались даже более жестоко чем тогда в Чикаго. Достаточно вспомнить Новочеркасский расстрел 1962 года. И это при том, что рабочие даже не покушались на «устои» (люди шли под красными знаменами и с портретами Ленина в руках), а только выразили свое недовольство урезанием расценок с одновременным повышением цен. Тогда погибли 26 человек, 89 было ранены, 7 приговорены к расстрелу. Кстати, в отличии от Чикаго, та демонстрация была абсолютно мирной...
Впрочем, со временем в нашей стране сработал своеобразный защитный механизм, что не дало коммунистическим партбонзам присвоить себе популярный праздник рабочих. При сохранении внешней лояльности да «идеологически правильных» лозунгов, в общественном сознании Первомай все же превратился в разновидность карнавала.
Участникам действа стало глубоко начихать на тех, кто возвышался над ними на трибунах – будь то фанерно-самопальных в затрапезном райцентре, или на самой главной — гранитно-надмогильной. Люди радовались весне, возможности пообщаться, ярким краскам и воздушным шарикам. Как школы самбы в Рио, предприятия и учреждения устраивали даже негласные соревнования, — чья колона краше, ярче и оригинальнее. При этом «идеологическая» составляющая была на самом последнем месте.
Кстати советские коммунисты была не единственной силой, желающей контролировать Первомай. Немецкие нацисты в свое время тоже возжелали присвоить рабочий праздник.
Придя к власти, Гитлер, по примеру большевиков, тут же лишил пролетариат права на забастовку (а значит и на борьбу за социальные права). Но Первомай не тронул. Слишком уж популярным он был в немецкой рабочей среде. Нацисты тоже решили выхолостить его суть. День борьбы за социальные права рабочих был превращен в эрзац под именем «Праздник труда».
Как и в СССР в этот день пролетариату милостиво разрешалось пить пиво, слушать речи вождей, и выражать свою преданность единственной правящей партии. Но ни в коем случае не напоминать о своих социальных правах. Отмечался он с не меньшим официозом и помпой чем в Союзе. Выпускаемые к этому празднику фашистские медальки и значки до боли напоминают аналогичную советскую продукцию. Даже серп и молот на них присутствуют, правда, по соседству со свастикой.
Уже в наше время чрезвычайно потешно наблюдать, как тужатся присвоить себе день борьбы социальные права рабочих самые богатые люди нашей страны.
После 1991 года Первомай, хоть и остался «красным днем календаря» но утратил былой официоз. Для большинства он превратился со дня солидарности в «день картошки» — благодаря выходным все массово выбирались на огороды сажать эту полезную и необходимую для выживания в процессе экономического кризиса сельскохозяйственную культуру.
Пока согнувшийся пролетариат вместо того, чтобы показать свою силу ковырялся в земле, бывшие слуги народа с примкнувшими к ним бандитами, без проблем присвоили себе все, что было создано трудом миллионов за последние семь десятилетий.
В итоге, в начале ХХІ столетия, положение рабочих зачастую мало чем отличается от ситуации изложенной в записке Конгрессу США представителями Бюро трудовой статистики в 80-х годах ХІХ. И хотя вроде бы существует жесткое трудовое законодательство наниматели не очень то и спешат его выполнять.
Профсоюзным боссам, как то все равно, — тем более что, унаследовав из советских времен многочисленные санатории, дома отдыха и детские лагеря, они беспроблемно могут существовать вообще без членов профсоюзов. Наплевать на это и лидерам некоторых самых "красных" партий...
И все равно, Первомай – самый народный из всех политических праздников, оставшихся в наследство от советского прошлого. Действительно, какой еще праздник, кроме 1 мая, позволяет людям многих стран проявить такую солидарность в желании провести день на природе, в компании друзей, близких людей и сопутствующих им шашлыков.
И как бы мы не называли этот праздник, – День солидарности трудящихся или День труда и весны, — в любом случае, он полностью соответствует своим названиям. С праздником!
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта