Попробуем разобраться, чем наши продукты принципиально отличаются от западных, и почему наша еда оказывается дороже привозной…
1-й Миф
В крупных городах все дорого, потому что фермеров туда не пускают
Если посмотреть на доступные большинству граждан магазины и столичные рынки, это вроде как верно. Знаем-знаем мы эти краснодарские помидоры, которые на самом деле привезены из Турции.
Правда, на прилавки дорогих магазинов еду от российских фермеров очень даже пускают. Называется она модным словом «экопродукты». Молоко с фермы по 100 руб. за литр, масло по цене, больше подходящей для говяжьей вырезки, несколько видов сметаны, домашний сыр и творог — минимальный набор деревенских продуктов в уважающем себя продуктовом заведении премиум-класса.
Есть и другие варианты.
- Зачем ходить на рынок и платить сомнительным перекупщикам? — удивляется подруга, фанат всего натурального. — Я у фермера через Интернет еду заказываю, привозят все деревенское, свежайшее прямо на дом.
И правда, в ХХI веке живем! На запрос про продукты с фермы Яндекс вываливает мне десять (!) страниц магазинов деревенской продукции. Чего там только нет! И целые интернет-рынки с несколькими десятками наименований продукции, и интернет-магазины, объединяющие крестьянские подворья, и личные странички фермерских хозяйств. Продукты привозятся под конкретный заказ, иначе они не будут свежими, доставка в Москву или Санкт-Петербург — в основном фермеры работают на столицы раз или два в неделю.
Трепещи, мафия со столичных рынков, скоро лавочки придется закрывать, потому что Интернет поможет обойтись без посредников? Но… Изучаю цены на продукты прямо из деревни. Они чуть ниже, конечно, чем в рублевских магазинах, но ненамного.
Стоимость литра коровьего молока — 60 — 100 рублей, козьего — в два раза больше, 100 граммов масла — 50 — 60 руб., свиная вырезка — около 600 рублей за кг, говяжья — под 1000 рублей и так далее... Даже у перекупщиков дешевле!
2-й Миф
Отечественное должно быть дешево
Логика неумолимо подсказывает, что везти говядину из Тверской области куда ближе и, стало быть, дешевле, чем из Бразилии. А уж тем более яблоки и картошку из Подмосковья — в сравнении с Польшей. Однако эксперты в один голос утверждают: крупные торговые сети предпочитают импорт именно потому, что он оказывается дешевле родной российской продукции. Особенно той, что с фермы. Да и возни с импортом меньше.
- Вы вот ратуете за прямые отношения с фермерами. Но вы ведь не будете у крестьянина живую корову или свинью целиком покупать. Мы люди цивилизованные, нам нужен кусок мяса, который сразу можно положить на сковородку, — объясняет Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации.
— Мало кто из российских крестьян может организовать у себя на дому забой и переработку, которые бы отвечали современным стандартам и всем санитарно-гигиеническим нормам. У них просто денег нет на это. В США, да даже в Бразилии, фермеры встроены в общую вертикаль. Там новейшие технологии, дешевые кредиты, высокая производительность, поэтому их продукция дешева. В России все это только надо создавать, особенно современную, на уровне ХХI века, переработку…
Допустим, с мясом понятно. Но в чем проблема, скажем, с картошкой, которую особо перерабатывать не надо: загрузил в машину и привез в Москву.
- Проблема с транспортными издержками, которые тем больше, чем меньше партия товара, — говорит Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей. — Скажем, для тех компаний, которые к нам возят бананы пароходами из Латинской Америки, издержки на килограмм продукции получаются меньше, чем для крестьянина, который из соседней области везет мешок картошки. В случае мешка картошки — даже если фермер нашел клиента через Интернет и к торговым посредникам не обращается, затраты на транспорт будут примерно равны стоимости этого мешка.
Системы же, которая позволяла бы мелким производителям сбывать свою продукцию, не гоняя с одним мешком в город, у нас нет. В советские времена этим занималась потребкооперация, нынче же в качестве альтернативы ей разве что перекупщики с рынков.
Но, может, есть все же смысл платить больше ради качества и безопасности?
3-й Миф
Наше — более качественное, импорт — отрава
Наверное, самой лучшей рекламой продуктам «с бабушкиного подворья» послужили разговоры о вступлении России в ВТО. Чего только мы не наслушались за последнее время о прелестях дешевого импорта, который вот-вот должен захлестнуть нашу страну. И ГМО там, и антибиотики… Так что невольно будешь покупать отечественное, от сохи, по каким угодно ценам — здоровье-то дороже.
- Что касается безопасности импорта, стандарты со вступлением в ВТО не снижаются и следить за их соблюдением будет по-прежнему наша национальная санитарная служба, — успокаивает Дмитрий Янин. — У России по этому поводу была и остается очень жесткая позиция, в частности по отсутствию в продуктах ряда антибиотиков.
- Наша ветеринарная служба считается одной из самых жестких и эффективных в мире, — комментирует Сергей Юшин. — Но такой контроль — именно за импортом. Внутри страны ситуация другая: законодательно система выстроена так, что Федеральная ветеринарная служба не контролирует региональные службы, в ряде регионов работа ведется из рук вон плохо: что там, например, с антибиотиками, просто никто не смотрит.
А еще есть лейкоз, сальмонеллез, трихинеллез… Какие там экопродукты, нам бы добиться того, чтобы продукция наших производителей была элементарно безопасной!
4-й Миф
Из деревни — значит, натуральное
Продавцы деревенской еды, как правило, оправдывают высокие цены той самой приставкой «эко». В округе никаких заводов, коровы едят исключительно травку, сыр и масло — натуральные, по старинным рецептам.
- Тут вообще путаница, — говорит Дмитрий Янин. — В западных странах под «эко» или «органическими» продуктами подразумеваются те, при производстве которых не наносится ущерб матушке-природе. Крестьянское хозяйство по определению более органическое, чем конвейерное производство.
Но в плане пользы для желудка вовсе не факт, что та и другая продукция будет решительно отличаться. Вы можете попросить у фермера гигиенические сертификаты на его продукцию, но никак не проверите, не использует ли он промышленные комбикорма и химикаты. У нас в стране это, как правило, никто не контролирует, все зависит от личной добросовестности конкретного крестьянина.
По словам экспертов, в ряде западных стран есть специальные системы сертификации, подтверждающие, что продукты не просто соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, но и обладают особым качеством. Что-то вроде советского знака качества.
У нас главная гарантия качества фермерской продукции — возможность к нему наведаться и разобраться по-свойски. Если, конечно, найдешь.
- Йогурты на полках наших магазинов, которые могут храниться три — шесть месяцев, — это, конечно, нонсенс. В них нет ничего полезного — молочнокислые бактерии живут максимум три недели, — рассуждает Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока. — Но если речь идет о молоке от бабушки, я буду покупать его только у той бабушки, которую сам лично хорошо знаю.
5-й Миф
Качество — для избранных
— Да миф это, что у нас все качественное производится бабушкиным способом и потому должно стоить дорого, — говорит Андрей Даниленко. — Сейчас достаточно небольших и средних производств, которые на современнейшем оборудовании выпускают натуральную, очень качественную молочную продукцию.
Поскольку производительность труда у них выше, чем у бабушек, то и цены ниже. К сожалению, их продукция, как правило, известна только на местных рынках — у таких предприятий нет денег на серьезную рекламу, а крупным торговым сетям проще работать с производителями долгоиграющей продукции, а не скоропортящейся натуральной.
Елена АРАКЕЛЯН
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта