71-летний Гарри Груйер — один из немногих фотографов черно-белого документального агентства «Магнум», который не просто снимает в цвете, а снимает сам цвет, ставя его во главу угла. В Москву художник приехал в четвертый раз, и хотя его выставка «Москва 1989–2009» посвящена исключительно столице, он все равно убежден, что город почти не знает. Тем не менее Гарри Груйер рассказал, почему современная Москва лишилась своей индивидуальности и чем она все равно его привлекает…
До того как найти собственный стиль, художник работал телеоператором, фриланс-фотографом. Свой первый фотопроект «ТВ-кадры» он начал делать в 1972 году, а первую награду, Kodak Prize, получил всего четыре года спустя за марокканские фотографии. С 1981 года Груйер числится фотографом «Магнума», на основе его проектов издано около десятка фотокниг.
“Впервые в Москву я попал в 1969 году. Участвовал в съемках фильма в Узбекистане и на деле провел в Москве лишь два дня. Фильм был чисто документальный, касающийся землетрясений и сейсмических технологий. Это был целая серия съемок, которые проходили не только в Узбекистане, но и в других странах. В съемочной группе нас было всего двое. В общем, фильм не имел большого значения ни для кого.
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
Что касается Москвы 1969 года, то, прежде всего, на тот момент я уже был знаком с литературным наследием Гоголя и Достоевского. Для нас, иностранцев, Советский Союз тогда представлялся социалистическим, жесткорежимным государством. Но когда я приехал сюда, то увидел ту же атмосферу, которая царит в произведениях Гоголя и Достоевского.
6. © Harry Gruyaert, Moscow, 1989
Те же отношения между людьми, иногда напряженные, непростые. Это и привлекло мое внимание: человеческий фактор, а не политический, режимный антураж, который навязывался за границей. Тогда я просто наблюдал и не делал никаких фотопроектов.
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
В 1989 году мне опять представилась возможность приехать в Москву со своими коллегами. Мы пробыли тут две недели, жили в гостинице «Украина». Мы застали окончание советского периода, в то время как раз была разрушена Берлинская стена.
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
То, что было тогда и что есть сейчас, разумеется, различается кардинально, и именно эти изменения меня интересуют. Несколько лет назад мне предложили выпустить книгу, куда входили бы и те фотографии, которые я сделал в Москве в 1989 году.
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
Одновременно поступило предложение сделать выставку «Берега» на «Винзаводе». Так, в 2008–2009-м я вновь увидел Москву, сделал очередную серию фотографий о ней. Кстати, «Винзавод» — это очень интересное место, там же винодельня раньше была! Очень хорошо, что места с такой историей становятся культурными центрами.
Во время визита в современную Москву у меня появилась идея сравнения Москвы-1989 и Москвы-2009. Она меня очень увлекла, и я предложил издателям провести такую фантастическую параллель, потому что Москва современная отличается и цветами, и людьми, тут царит некий капиталистический дух, много рекламы. Так появилась книга и эта выставка «Москва 1989–2009».
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
Отследить изменения, произошедшие с Москвой, — задача, которую я отсылаю зрителю. Например, фотография современного московского двора не такая колоритная, как фотография двора советского. Дело в том, что раньше московские дворики выглядели экзотично: это было непривычно иностранцу. Теперь же они похожи на дворы во всем мире, они потеряли свою атмосферу.
И несмотря на все то, что я говорю, фотографии — это исключительно фотографии. Все остальное — субъективное восприятие человека. Я не могу сказать больше, чем мои снимки.
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
© Harry Gruyaert, Moscow, 1989
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
© Harry Gruyaert, Moscow, 2009
Я всегда знал, что стану фотографом. Мне больше нравится работать в одиночку, поэтому фотография — мой выбор. Фотография — это самотерапия, она заставляет жить. Поэтому я и фотографирую.
компиляция материала – Fox
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта