Чётки известны еще с незапамятных времен, в своих церковных ритуалах их используют все религии мира. Для чего служат четки? Что сделало их такими популярными, необходимыми и церковнослужителю, и человеку светскому? Почему живут они и поныне, несмотря на долгие годы гонения на церковь и ее атрибуты?
Считается, что чётки пришли к нам из Индии; именно там были найдены самые древние, возраст которых насчитывает четыре тысячи лет. Христианские чётки появились примерно в IV веке нашей эры, в обиход их ввел, согласно летописям, святой Пахомий. Поначалу чётками пользовались неграмотные монахи, которые не могли молиться по книгам, чётки им были нужны для подсчета количества произнесенных молитв.
Еще древние врачеватели замечали, что перебирание чёток способствует излечению от многих недомоганий. Это происходит благодаря тому, что нервные окончания, расположенные в кончиках пальцев, непосредственно связаны с мозговыми центрами, которые как раз и регулируют наше самочувствие.
Простое перебирание чёток не только успокаивает, но и снимает утомление, способствует улучшению общего тонуса организма. На этом эффекте был основан обычай, принятый в Древнем Китае задолго до появления чёток: здесь перебирали в руках грецкие орехи. Знали об этом и в Японии. В знаменитом труде ученого Такухиро Намикоши «Шиацу – японская терапия надавливания пальцами» указывается, что даже простое потирание рук помогает успокоиться. Ученые вывели схему взаимосвязи пальцев и отдельных внутренних органов.
Еще одно важное условие для благотворного воздействия чёток на человека – это правильный ритм. Известно, что работа практически всех наших внутренних органов и систем взаимосвязана, и подчиняется определенным ритмам, это влияет на частоту биения сердца, дыхания. И поэтому, чтобы восстановить и наладить нормальную жизнедеятельность организма, можно попробовать и помощью чёток подобрать «здоровый» ритм.
Чётки незаменимы и для тренировки чувствительности и точности пальцев у хирургов, музыкантов, художников. С их помощью можно быстрее приводить в норму и разрабатывать фаланги пальцев после перелома, при артрите – восстанавливать их подвижность. Терапия чётками особенно полезна людям, много работающим на компьютере, для укрепления мышц и суставов, профилактики профессиональных заболеваний.
О своей коллекции рассказывает один из крупнейших отечественных собирателей четок, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии Российской академии наук – Наталия Жуковская
– Я собираю четки уже более тридцати пяти лет. На сегодняшний день в моей коллекции 562 экземпляра. С чего она началась? Я всю жизнь изучаю этнографию, в основном, монголоязычных народов – монголов, бурят, калмыков. Все они в прошлом кочевники. Их культура, религия – буддизм и шаманизм – предмет моего особого интереса. Десятки раз я выезжала к ним в экспедиции. И в ходе одной из них началась моя коллекция.
Что такое четки? Я искала для себя определения. Но в каждой религии на первый план выступает что-то свое. В буддизме – медитация, в исламе и христианстве – отсчет молитв и их наращивание. Кроме того, везде заложена и определенная философская концепция. Отсюда выбор определенного числа зерен. И форма часто имеет значение, и материал.
Почему одни четки используют практики тантры, а другие – буддистымиряне? Это что-то вроде древнего компьютера, в котором заложено несколько программ. Во-первых, программа самосовершенствования. Во-вторых, программа философского знания, понимания, осмысления мира. Есть и терапевтический аспект, успокаивающее действие четок.
МУСУЛЬМАНСКИЕ ЧЕТКИ
Мусульманские четки для общесемейных молитв. Дерево. Кабардино-Балкария.
– Эти четки ручной работы. Нарублено, обточено и выварено в отваре из коры вишневого дерева. Отсюда такой приятный цвет. Причем, видно, что эти четки рассыпались и дополнялись какими-то новыми зернами и даже монетами. Монеты, наверное, нужны как разделители. Скорее всего, четки делались для коллективной молитвы в семейном кругу.
Это наш кавказский северный ислам. В нем очень живы народные традиции. И сколько я ни расспрашивала наших арабистов-исламоведов, видели ли они в странах классического ислама четки такого размера – выяснилось, что никто и никогда. Здесь 495 звеньев – через каждые 33 зерна дается разделитель. Получается такой миниминарет. Пятнадцать раз по 33.
Мусульманские четки из наростов на корнях деревьев. Северный Кавказ.
– Эти авторские четки принадлежали какому-то мулле из Кабарды, жившему в сельской местности. Других таких в мире нет. Сделаны из наростов на корнях деревьев – и все разной формы и размера, ни одного похожего зерна. Очевидно, зерна собирались несколько десятилетий. Тут их 66, значит, дважды по 33.
Мусульманские четки с изображением глаза. Турция. – Эти четки имеют зерна в виде глаза.
БУДДИЙСКИЕ ЧЕТКИ
– Есть и четки-раритеты, про которые я могу сказать, что они существуют без преувеличения в единственном экземпляре. Например, четки, которые делаются из человеческого черепа. Черепную кость для тантрических четок берут только из области над переносицей. Именно здесь находится так называемый «третий глаз» – всевидящее око, или «сверхзрение», – свойство, которое обретает практикующий буддист после многолетних занятий медитацией.
Из одного черепа можно взять только одну такую косточку. И если у вас четки из 108 зерен, значит, на это пошло 108 черепов. Все сразу начинают говорить: «Ах, сколько человек для этого убили!» Ничего подобного! Дело в том, что на такие четки идут черепа только высоких духовных личностей, достигших своего статуса при жизни, но умерших обязательно своей смертью. Череп убитого не годится для такой цели.
Тантрические четки из человеческой кости. Монголия.
Вот они, мои самые великие четки: 21 зерно в честь 21 формы богини Тары. Здесь самая настоящая черепная человеческая кость. 21 зерно – и все взяты из области «третьего глаза». Это тантрические четки, которые учитель передает ученику, а тот своему ученику и далее.
Как они мне достались? Едем экспедицией по Монголии, по голой степи. Видим юрту. У нас часто так бывало: заедем, попьем чайку – и дальше в путь. Тем более что монгольский чай очень похож на наш суп. Это чай с молоком, со сливками, с солью, кусочками мяса и поджаренной мукой. Но когда мы вошли в эту юрту, то стало ясно, что не нас будут кормить, а нам придется кормить. На кровати лежал человек при смерти в одежде ламы. Серое лицо, пошевелиться не может. Мы попытались у него что-то спросить, но он не мог говорить.
Тогда я дала команду: быстро разжигаем огонь в очаге, готовим из наших продуктов чай с молоком… В общем, напоили его чаем. Он пытался что-то сказать и дал вот эти четки.
Конечно, такие четки должны были достаться его ученику. Но тогда были годы, когда ламы только начали возвращаться из лагерей. Все они пробыли там лет по 25. Поэтому у того ламы даже из родни никого не осталось, но об этом мы узнали уже потом, доехав до населенного пункта… Так и жил он, на отшибе, за много километров от ближайшего поселка. Он понял, что я тут за главного. И мне свои четки, умирая, передал.
Я, конечно, в тот момент понятия не имела, из чего они сделаны. Я-то решила, что так выглядит камень, если его очень долго полировать в руках… И только несколько лет спустя я показала эти четки одному нашему антропологу, специалисту по костям, который сказал: «О, дорогая, поздравляю тебя, эта кость вот отсюда (и показал место над переносицей), каждое зерно».
Так я узнала, что это за материал. Но это еще не все. Как-то ко мне приехала женщина из Калмыцкого лицея города Элисты. Сидим мы с нею, вместе четки перебираем. Доходим до этих четок. Вдруг ей стало плохо, и она стала сползать со стула. Я, честно говоря, решила тогда, что она просто устала. А потом на выставке в Элисте случилось то же самое. Я веду экскурсию, подходим к стенду, где они находились, я еще рот не успела открыть, как какая-то девушка: «Ах!» – и тоже стала сползать. Я сразу вспомнила ту ситуацию. И поскольку я знаю, какая мощная сила целой династии духовных учителей заложена в этих четках, то сказала себе: «Хватит!» Это был первый и последний раз, когда я дала их на выставку.
Традиционные тибетские четки из кости животных и человека. 108 зерен. Разделители из бирюзы и коралла.
– В Музее естественной истории, в Вашингтоне есть четки из человеческой черепной кости. В том же музее, в киоске, где продавались тибетские предметы культа, я увидела очень похожие. И, конечно, сразу решила приобрести. Пусть это и не черепная кость, но все же человеческая.
В Тибете ведь умерших не хоронят, а оставляют их тела как подношения птицам. Потом некоторые кости выбирают и в редких случаях используют для изготовления священных предметов. Но в данных четках в основном кость животных. Тот же специалист по костям сказал мне, что есть и человеческая, но черепной ни одной нет.
Я носила их одному из наших лам, который работает в буддийском представительстве в Москве. Он потрогал, а потом долго-долго мыл руки. Это правильно. После «общения» с четками надо мыть руки. Ведь четки, например, на Северном Кавказе часто извлекают из склепов.
Тантрические четки из дерева с зернами в форме человеческого черепа. Япония.
– Такие четки используют в тантрическом буддизме. Я много лет искала подобные. Выяснилось, что в Японии это не проблема. В ритуалах практиков тантры очень важным является переход из этой жизни в следующую. Череп здесь символизирует освобождение от плоти.
Четки-браслет из дерева. Китай.
– На каждом зерне этих четок написано имя Будды «неизмеримого света» Амитабхи. В центр навершия вмонтировано его изображение. Такие четки используют амидаисты – китайские и японские поклонники Амитабхи. Они носят на руке браслет, перебирая зерна и многократно повторяя начертанную на них сакральную формулу.
Буддийские четки из керамической пасты. Юго-Восточная Азия.
– Посмотрите, здесь каждое зерно – это лицо со своим особым характером. Один смеется, другой злится, третий раскрыл рот, что-то произносит. Это могут быть лица конкретных монахов, но, скорее всего, это просто какие-то обобщенные образы, возможно, состояний человеческой души. Всего их 27, это четвертая часть от 108, то есть от классического числа зерен в буддийских четках.
Буддийские четки из персиковых косточек. Япония.
– Первые четки с вырезанными на зернах лицами я приобрела в Японии. Я не сразу поняла, из какого они материала. Зерен было 18, на каждом было вырезано лицо. В этих зернах чувствовалось что-то неуловимо знакомое. И вдруг я поняла, что это обычная персиковая косточка, просто хорошо отполированная и готовая к тому, чтобы мастер-резчик мог изобразить эти лица.
Какое-то время спустя в Москве я показала эти четки знакомому японоведу, дипломату и ученому Г.Е. Комаровскому, который несколько десятков лет провел в Японии. Спросила его, можно ли определить, кто изображен на этих четках. Не задумываясь, он перечислил японские имена всех 18 учеников Будды, добавив, что у каждого из них есть специфические черты, отчего их невозможно спутать.
Буддийские четки из фарфора. Китай.
– Эти четки из фарфора. Сделаны по всем правилам, да еще на каждом зерне написан иероглиф долголетия, что в Китае чрезвычайно ценится.
КРИШНАИТСКИЕ ЧЕТКИ
Кришнаитские четки из кедра. Россия.
– Кришнаиты делают четки, не срубая ветвей. Используют опавшие или сбитые ураганом ветки. Четки продаются вместе со специальным мешочком. Их не вынимают, а прямо в этом мешочке, что висит на шее, перебирают во время молитв. Так удобнее. На мешочке изображен основатель Общества сознания Кришны Шрила Прабхупада.
«ЧЕРНАЯ БИЖУТЕРИЯ» ИЗ ПОЛЬШИ
Католические четки периода «черной бижутерии». Дерево, обвязанное черной нитью. Польша.
– Эти польские четки попали самым банальным способом – были куплены в антикварном магазине на Арбате. Имели они несколько ободранный вид, и для меня это явилось доказательством того, что они долго находились в чьих-то руках, а это очень важно. Число зерен не соответствовало классической цифре в католических четках.
В истории Польши был такой период, который назывался периодом «черной бижутерии». Связан он был с польским национальным восстанием 1863-1864 гг. После подавления восстания царскими войсками в стране был объявлен сбор средств на восстановление Войска Польского. Дамы из шляхетских семейств жертвовали имевшиеся у них драгоценности: ожерелья, диадемы, кольца, браслеты, четки. А вместо них заказывали украшения из дерева, которые оплетали траурной черной нитью.
Вот и эти четки – дань поминовения павших. Зерен должно быть 44, а не 55, как принято в укороченном варианте католических четок, и тем более не 155, как в полном. Оказывается, склонный к мистике польский поэт и философ Адам Мицкевич в поэме «Дзяды», написанной задолго до восстания, в 1823 г., зашифровал числовой символ того, кто придет и спасет Польшу. Этот символ так и не разгадан: «…А имя его 44»…
ХРИСТИАНСКИЕ ЧЕТКИ
Православные четки из ниток. Россия (черные) и Сербия (белые).
– В православии долгое время считалось, что четками могут пользоваться только монахи. Но сейчас четки делают при каждом монастыре и продают любому верующему. Хотя мирянам в принципе нельзя пользоваться четками; если уж они ими пользуются, то пусть хотя бы не делают этого в храме.
Четки из хлебного мякиша. Православная (дохалкидонская) Армянская Апостольская Церковь.
– Это всего лишь хлебный мякиш. На нем выдавливается рисунок. Потом его покрывают краской и поверх нее кладут лак. Четки похожи на мусульманские, хотя армяне – христиане. Христианские и мусульманские четки иногда бывают очень похожи.
Наиболее характерное число зерен для мусульманских четок 33. Это треть от 99. Последняя цифра символизирует 99 имен Аллаха, упомянутых в Коране. В христианских четках также часто встречается 33 зерна. Но это уже символ 33 лет земной жизни Христа.
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ЧЕТКИ
Старообрядческие четки. Архангельская область или Сибирь.
Старообрядческие четки – лествица. Темные – из Архангельской области, светлые, погребальные, – из Поволжья.
– А это старообрядческие четки. Темные – очень старые, явно не один десяток лет были в обращении. Белая лествица – погребальная. Ее человек делает себе на смерть с тем, чтобы ему эту вещь положили в гроб.
Сувенирные четки из «бильярдного шара». Армения.
На этих четках с одной стороны изображены цари древней Армении, а на обороте – портреты фидаинов-смертников, которые боролись с турецкими угнетателями в период господства Османской Империи.
***
Человек с четками в руках возбуждает интерес, добавляет к своему облику некоторый романтический штрих. К тому же четки, привлекая внимание на себя, отвлекают его от возможных невыгодных деталей вашей внешности или костюма.
Если вы хотите использовать их в этом качестве, носите четки, надевая на кисть, на запястье, как браслет, навивая на палец. Их можно просто держать в руке, потряхивать, перебирать, поглаживать, струить из ладони в ладонь, вращать зерна вокруг нити...
Все полезно! И все эти манипуляции будут уместны дома, в гостях, на улице, в театре, на работе. Если к тону же четки подобраны в тон платью или костюму или по контрасту с ним - они послужат еще и украшением. Черные четки строги, изящны и всегда уместны к любому наряду независимо от возраста.
...А вот отправляясь в церковь, их, как ни странно, лучше оставить дома: православная религия предписывает пользоваться четками в храме только монахам - мужчинам и женщинам, и высшему духовенству.
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта