В разное время Центральное разведывательное управление США возглавляли генералы и адвокаты, профессоры и конгрессмены, партийные функционеры и даже один кадровый разведчик. Но мало кому их них удавалось надолго задержаться в кабинете на седьмом этаже в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли. Главы ФБР сидели в своих креслах по восемь, а то и больше лет. А руководители самой могущественной спецслужбы мира уходили в отставку, как правило, через два-три года, а то и раньше. Некоторые со скандалом, как, например, Дэвид Петрэус. Четырёхзвёздный генерал, герой иракской и афганской войн, вся грудь в орденах, а был пойман на банальном адюльтере и покинул своё кресло, не прослужив и полутора лет…
Разведка встаёт с колен
В астрологии есть слово "надир", обозначающее точку, противоположную зениту. В английском языке это ещё и "крайний упадок" или "полное разложение". Во всяком случае, именно так бывший замдиректора ЦРУ и ветеран с 31-летним стажем Марти Петерсен охарактеризовал состояние своего ведомства в начале 1990-х годов.
Главный враг Америки Советский Союз был к тому времени повержен, холодная война закончилась, а новые серьёзные враги, подобные "Аль-Каиде", тогда ещё не возникли. Агенты ЦРУ, включая тех, кто работал в знаменитом "Оперативном директорате", или, как его называют для краткости, DO, не знали, чем заняться. Кого вербовать? В каких странах? За кем шпионить?
Бюджет ЦРУ стремительно сокращался. Зарплаты падали. Мораль была исключительно низкой. Десятки квалифицированных сотрудников покидали спецслужбу, уходя на перспективные места в набирающем силу интернетовском и телекоммуникационном бизнесе.
К этим объективным трудностям добавлялось и то, что к ЦРУ совершенно потерял интерес тогдашний президент Билл Клинтон. По словам журналиста Ричарда Майнитера, Клинтон ни разу не принял в Овальном кабинете директора ЦРУ Джима Вулси, который управлял агентством с 1993 по 1995 год.
Штаб-квартира ЦРУ в Лэнгли
В 1994-м некий полубезумный американец на легкомоторном самолёте "Сессна" сумел обмануть радары всех ПВО и совершил жёсткую посадку на лужайке Белого дома. Вулси невесело шутил: "Это на самом деле был ваш покорный слуга. Я таким образом пытался получить аудиенцию у президента".
Позже Вулси вспоминал уже без тени иронии: "Дело не в том, что у меня были плохие отношения с президентом. Этих отношений не было вовсе".
Джим Вулси покинул свой пост, и на смену ему пришёл Джон Дейч. Его срок службы в ЦРУ не превысил полутора лет. Более того, из кабинета в Лэнгли он чуть было не угодил за решётку. Выяснилось, что на личных ноутбуках Дейч хранил совершенно секретную информацию. Уже после того как он вышел в отставку, в ЦРУ началось служебное расследование по факту халатности бывшего патрона, но оно так ни к чему и не привело: инспекторы не решились обнародовать содержимое документов. Дело было передано в министерство юстиции, однако генпрокурор Джанет Рино также не смогла вынести вердикта. Дейча помиловал президент Клинтон в последний день пребывания в офисе: мол, что поделаешь с этими шалопаями-цеэрушниками.
В разведсообществе США полагают, что возрождение ЦРУ началось, когда в 1996 году его возглавил Джордж Тенет. Он единственный, кто продержался в кресле директора целых семь лет и ушёл с почётом.
В заслугу Тенету вменяют и то, что под крылом ЦРУ ему удалось собрать вышедших в отставку опытных разведчиков и реанимировать шпионскую сеть по всему миру. "Мы крадём секреты, — говорил он, — для того, чтобы наш президент мог знать, что будет происходить сейчас и позднее в местах, которые нас интересуют. Это то, чем мы должны заниматься. А без зёрен тмина (так в ЦРУ называют людей, добывающих информацию. — Прим авт.) эту работу нам не сделать".
Тенет, кстати, приглашал на работу не только кадровых агентов. На Уолл-стрит он, например, нашёл бизнесмена и инвестиционного банкира Эйлвина Кронгарта, которому предложил пост исполнительного директора ЦРУ, вторую по значимости должность в агентстве.
Кронгарт по прозвишу Buzzy, "Шумный", был потрясающе колоритной личностью. Он носил на ремне именной пистолет "Вальтер", любимое оружие Джеймса Бонда, блестяще владел восточными единоборствами, курил кубинские, выпущенные ещё в докастровскую эпоху сигары.
Однажды, когда "Шумный" нырял с аквалангом с группой дайверов, к нему приблизилась большая белая акула, и Кронгарт, не растерявшись, со всей силой врезал ей кулаком по носу. Сопровождавшие его пловцы подтверждают: потрясённая акула, совершив круг, уплыла. Но вместе с этими подвигами настоящего мачо Кронгарт был известен ещё и тем, что мог часами говорить о философах, наследие которых хорошо знал, — о Спинозе, Сократе, Дэвиде Юме. А как он рассказывал о своих любимых полотнах в Лувре!
Под руководством Тенета и Кронгарта ЦРУ, может быть, впервые за всю свою историю пережило по-настоящему серьёзную реорганизацию. В Лэнгли были созданы новые управления: информационных технологий, кадровых ресурсов, финансов и многие другие. Не Пентагон, а именно ЦРУ начало проектировать, а потом активно использовать для ведения воздушной разведки беспилотники типа Predator, показавшие высокую эффективность. Тенет и Кронгарт сумели в разы увеличить бюджет ЦРУ: на новые разработки Конгресс выделил им дополнительно миллиард долларов.
По иронии судьбы эта реорганизация произошла в первой половине 2001 года, незадолго до нападения "Аль-Каиды" на Америку.
Нападение "Аль-Каиды" на Америку 11 сентября 2001 года стало одним из главных провалов ЦРУ за всю историю страны. Ввод советских танков в Афганистан в декабре 1979 года застал врасплох администрацию президента Джимми Картера. ЦРУ считало, что перспектива испортить отношения с Западом незадолго до московской Олимпиады убережёт Советы от этой авантюры. Но в Лэнгли ошиблись.
Бюрократы и просто мелкие воры
11 сентября 2001 года стало мощнейшим ударом по всем американским спецслужбам. Наибольшие имиджевые потери, правда, понесло ФБР. ЦРУ сумело доказать: именно оно предупреждало внутреннюю разведку о том, что в школе для пилотов обучение проходят два подозрительных араба. Но ФБР не смогло связать донесения из разных агентурных источников.
Тенет был оправдан. Произошло это вскоре после того, как компактные, численностью до 12 человек, отряды коммандос из ЦРУ возглавили борьбу афганского Северного альянса против талибов. Власть средневековых варваров была сметена в считанные недели без особого участия Пентагона. У Тенета, который к тому времени перешёл на службу к президенту-республиканцу, установились тёплые, доверительные отношения с Джорджем Бушем-младшим. Шеф ЦРУ лично докладывал ему о положении дел в мире и стране как минимум шесть раз в неделю.
В июле 2004 года Тенет, как и обещал, добровольно ушёл в отставку. И в ЦРУ вновь началась кадровая чехарда, связанная с приходом в офис на седьмом этаже конгрессмена Портера Госса.
Госс, мало смысливший в делах разведывательной службы, привёл с собой и разместил на ключевых постах нескольких бюрократов из комитета палаты представителей по разведке. Их методы работы, откровенно пренебрежительное и высокомерное отношение к профессионалам-разведчикам вызвали резкое неприятие со стороны всей верхушки агентства.
Заместитель директора ЦРУ ветеран с 32-летним стажем Джон Маклафлин и несколько глав отделов подали в отставку. Взорвалась и пресса. Достоянием газеты The Washington Post стал следующий факт: некто Майкл Костив, которого Госс прочил на третий по важности пост в ЦРУ, оказывается, уже когда-то работал в управлении, но вынужден был подать в отставку после того, как его арестовали в супермаркете за кражу пакета с беконом.
Портер Госс продержался в кресле директора ЦРУ чуть больше полугода. Его отставка была предрешена. Против Госса выступили не только ветераны ЦРУ, но и пресса и демократы в Конгрессе, которые сочли своего бывшего коллегу слишком "партийным" главой разведслужбы.
Была, правда, ещё одна причина, по которой его отправили на пенсию. Несмотря на победоносные войны Америки в Ираке и Афганистане, раковая опухоль "Аль-Каиды" стала расползаться по миру. Исламистские фундаменталисты отвоевали себе территории в Йемене и Сомали и фактически взяли под полный контроль пограничный район между Пакистаном и Афганистаном. Американское политическое руководство решило, что ЦРУ должно начать заниматься не только сбором информации, но и точечными операциями по ликвидации террористов.
Должность главы ЦРУ считается одной из самых трудных в Америке. Может быть, даже труднее, чем должность президента страны. Последний имеет хоть какую-то свободу рук. Директор ЦРУ должен поставлять в Белый дом качественную объективную информацию. Но при этом ему следует помнить о политической репутации лидера и планах его переизбрания на второй срок. И одновременно учитывать настроения в Конгрессе, перед которым шеф ведущей разведслужбы ответственен. Иными словами, эта должность заставляет его чётко отслеживать политическую конъюнктуру в Вашингтоне и очень часто проходить между Сциллой и Харибдой.
Но и выбор политическим руководством США кандидата на должность директора ЦРУ — занятие непростое. Следует учитывать интересы большинства правящих групп, каждая из которых может иметь своего кандидата. В результате процесс избрания главы разведки становится лотереей. Не случайно в истории ЦРУ, созданного в 1947 году, был только один кадровый разведчик, прошедший все ступеньки служебной лестницы в управлении, — Роберт Гейтс. Стоит ли удивляться тому, что, часто имея непрофессионалов во главе ЦРУ, Америка не смогла предсказать развал СССР, а в последние годы не знала, как реагировать на бунт арабской улицы?
Оседлавшие "хищников"
В середине нулевых перед ЦРУ уже официально была поставлена стратегическая задача: начать не просто выслеживать, а поражать цели с помощью напичканных современной электроникой самолётов-беспилотников Predator, которые из разведчиков превращались в орудие убийства. Это серьёзно меняло само содержание деятельности Лэнгли.
Прежде управление чужими руками убирало неугодных Америке зарубежных лидеров, организовывало перевороты и операции наёмников, но никогда само не нажимало на спусковой крючок. Теперь же ЦРУ превращалось в некое полувоенное формирование с неограниченными полномочиями и лицензией на отстрел предполагаемых террористов по всему миру. При этом убийства не оставляли следов, и от них всегда можно было откреститься.
В Лэнгли в момент террористической атаки "Аль-Каиды" уже существовал специальный Контртеррористический центр, СТС, насчитывавший 300 сотрудников. В настоящее время в нём работает не менее двух тысяч человек, а это почти 10 процентов всего штата ЦРУ. В мире нет ни одной крупной столицы, в которой не присутствовал бы представитель СТС. На центр работают и сотрудники других отделов. По данным The Washington Post, 20 процентов экспертов из аналитического отдела являются так называемыми "поисковиками": они засекают местонахождение предполагаемых террористов и наводят на них перекрестие дронов.
Эта работа стала со временем абсолютно приоритетной в ЦРУ, а Контртеррористический центр превратился в некое самостоятельное управление, своего рода государство в государстве. И при этом работу, масштабно начатую Джорджем Бушем-младшим, весьма энергично продолжил "миротворец" Барак Обама. "Обама проявил себя на этом направлении гораздо большим "ястребом", чем от него этого ожидали и противники, и сторонники", — подчёркивает в книге "Конфронтация и сокрытие: тайные войны Обамы и неожиданное использование американской мощи" шеф вашингтонского бюро газеты The New York Times Дэвид Сеттер.
О результатах войны дронов говорят следующие цифры. По данным правозащитной организации New American Foundation, начиная с 2004 года только в Пакистане беспилотники совершили 337 боевых вылетов. В 2012 году они уничтожили от 1932 до 3176 человек. Из них членами экстремистских групп были предположительно от 1487 до 2595 человек. Иными словами, от 18 до 23 процентов всех поражённых целей были мирные жители.
А как же быть с уставом ЦРУ, который определяет агентство как "независимую гражданскую разведывательную организацию правительства США"? Этот вопрос уже не первый год задают члены Конгресса. "Мы полностью утратили контроль над военными операциями ЦРУ", — сетует председатель сенатского комитета по делам разведки Дайан Фейнштейн. "Пентагон берёт под контроль деятельность Лэнгли", — вторит ей член родственного комитета палаты представителей Джейн Хармен.
А он кричал: "Огня, огня!"
Опасения, что ЦРУ берёт на себя несвойственные ему военные функции, лишь укрепились после того, как в апреле 2011 года новым директором стал генерал Дэвид Петрэус.
Заканчивавший военную карьеру Петрэус принимал парад на базе в Форт-Майерс. И слышал здравицы от коллег в свою честь, в которых его называли самым выдающимся генералом в американской истории. Стреляли пушки, и военный оркестр исполнял патриотические марши.
Тогда трудно было представить, что вскоре он вынужден будет уйти в отставку при чрезвычайно унизительных для него обстоятельствах. И, как это часто бывает в подобных случаях, многие историки и журналисты в Америке быстро пересмотрели своё отношение к герою. The New York Times в передовой статье даже назвала его "дутым героем странной войны".
Заслуги Петрэуса, за плечами которого были 37 лет военной карьеры, заключались в том, что он, как заявляли в Белом доме, изменил ход событий в Ираке, вытащил эту страну из кровавого тупика и помог политическому руководству Америки сохранить лицо.
Эксперты подтверждают: Петрэус внедрил в Ираке правильную стратегию. По его предложению были вооружены, обучены и получили денежное довольствие около 100 тысяч суннитов, которые в прошлом были бойцами армии Саддама Хусейна, но после его свержения стали проигрывать войну шиитам, имевшим поддержку Ирана. Число смертей среди гражданского населения, достигавшее 3500 в месяц, пошло на убыль.
Резкое падение насилия в Ираке убедило Белый дом и Конгресс, что стратегия Петрэуса работает. Так, вероятно, оно и было, иначе зачем надо было перебрасывать генерала в Афганистан. Но там его миссия не удалась: то, что он с успехом применял в условиях иракских городов, в афганских горах не срабатывало. Настал момент, когда генерал понял, что войну против талибов на их территории выиграть невозможно. Знающие Петрэуса люди вспоминают, что в тот момент он замкнулся, стал раздражительным. Петрэус, видимо, устал.
И тут его ждало неожиданное и спасительное приглашение возглавить ЦРУ. В Белом доме по-прежнему считали во-оружённую борьбу против исламских экстремистов главным направлением работы спецслужб. Там не забыли, что, находясь в Ираке, Петрэус написал целый учебник о том, "как бороться и побеждать исламистов". Обама, скорее всего, решил, что в Кабуле обойдутся и без генерала, тем более что накануне было принято решение сворачивать масштабные боевые действия в Афганистане и выводить оттуда войска.
В ЦРУ в отношении уволенного Петрэуса начато внутреннее служебное расследование. В отличие от армии, в Центральном разведывательном управлении адюльтер не считается преступлением. Инспекторы будут проверять, мог ли генерал, вступивший в интимную связь со своим биографом Полой Бродуэлл, вольно или невольно выдать какие-то секреты, мог ли он стать объектом шантажа.
Пола Бродуэлл
Это расследование, скорее всего, ни к чему не приведёт. Точно так же, как оно не дало никаких результатов в отношении Джона Дейча, хранившего секреты на своих ноутбуках. Генерала прикроет Белый дом. Единственная неприятность, которая ему грозит, это развод с супругой, с которой он прожил почти всю жизнь.
Но эта позорная история лишь добавила поленьев в огонь полемики, которая уже не первый год ведётся в Америке. Выполняет ли свои, прописанные законом, функции ЦРУ, во главе которого стоят генералы, готовые применять и на новом фронте исключительно боевой опыт? И не выхолащивается ли работа управления в условиях, когда главным направлением деятельности становится истребление противников, "поражение цели"? Ведь по уставу главная задача ЦРУ — собирать информацию и предоставлять её политическому руководству страны, с тем чтобы оно принимало правильные решения.
"Если террористов из "Аль-Каиды" убивают беспилотные самолёты, то как мы можем узнать об их зловещих планах, сети, источниках финансирования, вербовке сторонников? — задаётся вопросом журналист и историк Глен Гринфальд. — Когда во главе ЦРУ стоит генерал, исчезает разница между многочисленными боевыми действиями, которые ведёт Америка, и разведкой, которой она занимается. Всё это превращается в одну бесконечную войну".
1 мая 2011 года американский спецназ уничтожил Усаму бен Ладена. ЦРУ выследило террориста по звонкам сотового телефона его помощников. В Лэнгли это событие называют блестящим успехом спецслужбы.
Ролевые игры
Газета The Washington Post сообщила: Пентагон разработал план по засылке в зарубежные страны целой армии новых шпионов численностью до 1600 человек. В неё войдут и военные атташе в американских посольствах за рубежом, но большую часть составят нелегальные агенты, работающие без прикрытия.
Проект предусматривает реорганизацию Разведывательного управления министерства обороны, Defenze Intelligence Agency, и превращение его в полноценную шпионскую службу, которая по размерам и сложности стоящих задач была бы сравнима с ЦРУ. Сотрудники Лэнгли отныне будут обучать и тренировать новых шпионов на своей базе "Ферма" в штате Вирджиния, но задания те будут получать от руководства Пентагона.
Реорганизацию в Вашингтоне рассчитывают провести в течение пяти лет. Чиновники оборонного ведомства сообщают, что основными приоритетами в работе шпионов Пентагона станет отслеживание деятельности исламистских групп в Африке, ядерная программа Ирана, оружейные перевозки между Тегераном и Пхеньяном, а также модернизация Китая.
"Этот проект не является периферийным и маргинальным для Пентагона, — заявил директор разведуправления генерал-лейтенант Майкл Флинн. — Это будет серьёзнейшим вкладом в укрепление национальной безопасности".
Пентагоновские генералы заверяют, что они ни в коей мере не пытаются подменить ЦРУ. Но факт остаётся фактом: главная секретная служба Америки освоила стратегию превентивных боевых ударов по террористам, а военное ведомство взялось всерьёз окучивать поляну разведки.
Главой Пентагона теперь стал бывший руководитель ЦРУ Леон Панетта. Можно предположить, что новым шефом ЦРУ станет очередной пентагоновский генерал с несколькими звёздочками на погонах. И тогда американским лидерам останется уповать только на свою недюжинную политическую интуицию — ничего другого, кроме точечных ударов по противнику, "гражданское разведывательное управление" им предложить уже не сможет…
Новая метла по-новому метёт. У каждого директора ЦРУ свои нравы и порядки. Но далеко не все они нравятся американцам.
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта