Полет на Марс запланирован уже несколькими странами, которые готовы запустить к красной планете пилотируемый корабль в течение ближайших 30 лет. Однако сложность осуществления данной идеи заключается не только в технической стороне вопроса, по крайней мере, развитие науки никогда не стоит на месте. Большую роль играет также этический вопрос о том, можно ли посылать космонавтов на Марс с учетом того, что они никогда больше не увидят Землю…
Следует начать с того, что полет в одну сторону займет по различным расчетам от 7 до 9 месяцев. Такой длительный полет очень опасен как с технической стороны (возрастает вероятность поломок оборудования), так и с физиологической, а также с психологической стороны.
Смогут ли космонавты находиться столько месяцев в замкнутом пространстве с весьма ограниченными контактами? Как повлияет на организм человека длительное нахождение в состоянии невесомости? Насколько велика опасность излучения в межпланетном пространстве? Все эти вопросы в настоящее время стали весьма актуальны в связи с намечающимся в сравнительно недалеком будущем полетом на красную планету.
Однако следует тщательно проанализировать возможные последствия, а также непредвиденные обстоятельства, с которыми могут столкнуться космонавты, участвующие в столь длительной экспедиции. Во-первых, стоит иметь в виду, что совершенно не представляется возможным досрочно прервать миссию из-за каких-либо обстоятельств, или же доставить на Марс новые запасы в случае нехватки.
В данном случае экипаж может рассчитывать только на свои силы. Это значит, что он должен быть готов к любому развитию событий, быть в состоянии починить оборудование и даже изготовить новые запчасти.
Невозможно изначально собрать достаточно запасов для столь длительного полета, поэтому космонавты должны будут самостоятельно выращивать для себя овощи и фрукты, а также очищать воздух и воду с помощью специального оборудования. Другими словами, космонавты должны будут сами заниматься поддержанием жизни.
Некоторые ученые рассматривают опцию искусственно заставить космонавтов впасть «в спячку» на время полета. Для этой цели специалисты предлагают использовать сероводород, который бы замедлил процесс обмена веществ без нарушений кровообращения в организме. Однако данный метод требует многолетних исследований.
Также специалисты рекомендуют всему экипажу провести профилактическую операцию по удалению аппендикса «на всякий пожарный». В противном случае, астронавты могут столкнуться с этой проблемой во время полета.
Кроме всего прочего, перед подобным полетом необходимо решить ряд этических вопросов, так как за столь длительное время возможно любое развитие событий, начиная от конфликтов между астронавтами, заканчивая смертью одного из них во время экспедиции. Другими словами, необходима подробная инструкция, которая бы объясняла, как действовать космонавтам в сложной ситуации.
Наиболее сложным этическим вопросом на данный момент является разногласие ученых о том, стоит ли вообще космонавтам возвращаться на Землю. Некоторые астрономы предложили полет в один конец с основанием на Марсе первой колонии. Ученые аргументируют это следующим образом.
Во-первых, до сих пор неизвестно, с какими проблемами столкнутся космонавты при взлете с поверхности Марса, где действует совершенно иная сила притяжения. Во-вторых, само возвращение обойдется странам слишком дорого, учитывая, что ученые не могут гарантировать, что полет обратно пройдет успешно. Поэтому специалисты серьезно рассматривают идею «начать все сначала».
Для этого ученые предлагают заранее с помощью роботов построить на поверхности Марса дом, который бы смог защищать людей от радиации, а также снабжать первых поселенцев всем необходимым.
Кроме того, космонавты (по понятным причинам, в экипаж должны будут входить как мужчины, так и женщины) должны будут прибыть на красную планету с высокотехнологичным оборудованием, с помощью которого можно было бы производить самостоятельно кислород, воду и пищу. Периодически сюда бы доставлялись бы новые запасы с Земли, а также новые поселенцы.
Однако сложность осуществления данной идеи заключается не только в технической стороне вопроса, по крайней мере, развитие науки никогда не стоит на месте. Большую роль играет также этический вопрос о том, можно ли посылать космонавтов на Марс с учетом того, что они никогда больше не увидят Землю.
Многие специалисты утверждают, что полет на Марс в один конец вовсе не означает верную гибель астронавтов, это всего лишь начало чего-то нового. Кроме того, уже сейчас есть добровольцы, которые готовы отправиться в столь опасное путешествие во имя науки.
Но, несмотря на это, некоторые высказывают большие опасения по поводу колонизации Марса. Ученые проводят параллель с колонизацией Америки и акцентируют внимание на социальных конфликтах, которые могут возникнуть в колонии первых марсианских поселенцев и привести к непредсказуемым результатам вплоть до убийств, местных «переворотов», «революций» и «войн».
Кроме того, социальная напряженность, которая и так свойственна любому обществу людей, может усиливаться многими другими факторами: длительное нахождение в замкнутом пространстве во время полета, адаптация к марсианским условиям и так далее.
Радиационное облучение, которому подвергнется экипаж космического корабля во время пилотируемого полета на Марс, сократит жизнь космонавтов на два-три года, считает заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Вячеслав Шуршаков.
«За время полета на Марс экипаж космического корабля получит дозу облучения, составляющую примерно 1 тыс. милизиверт. Если общий показатель облучения человека не превышает 1 тыс. милизиверт, то по современным медицинским данным, его жизнь сократится не более чем на два с половиной — три года», — рассказал он «Интерфаксу-АВН».
Конечно, отметил Шуршаков, объем полученного космонавтами облучения будет зависеть от используемых технологий радиационной защиты, длительности полета, солнечной активности, уровня космической радиации и других факторов. Если же при полете на Марс норма в 1 тыс. милизиверт будет превышена, средняя продолжительность жизни участников марсианской миссии сократится уже намного существенней, отметил ученый.
По его словам, установленная в России норма в 1 тыс. милизиверт за карьеру — общая для всех профессий, которые имеют дело с радиоактивными материалами или активно облучаются радиацией.
«Раньше для космонавтов предельные дозы облучения были намного больше, чем для работников атомных станций, обслуживающего персонала ускорителей элементарных частиц, работников урановых рудников. Большим достижением является то, что за последние 10 лет приняты новые нормы, которые снизили предельную дозу для космонавтов. Теперь что у космонавта, что у работника уранового рудника предельная доза за карьеру одинаковая», — рассказал Шуршаков.
Участники российского космического эксперимента – “Марс-500”. В его рамках 6 добровольцев провели примерно 500 дней в замкнутом комплексе, который имитирует жизнь на космическом корабле.
компиляция материала – Fox
Если под "1 тыс. милизиверт" понимать одну тысячу миллизиверт, получим 1 зиверт или 100 Рентген. Многовато получается, мягко говоря.
ОтветитьУдалить