Реклама – двигатель торговли. Но только ли она? Что обеспечит покупку новой вещи надежнее, чем выход из строя старой? «Если товар хорош, его перестают выпускать» - Закон Хебпока (из «Законов Мерфи»)…
Почему часто вещь ломается, как только за неё погашен кредит? Почему однажды принтер перестаёт печатать, а у iPod садится аккумулятор? Почему в одном из пожарных депо США лампочка горела более 100 лет и пережила две современные видеокамеры наблюдения? Почему раньше с помощью нейлоновых колгот можно было брать на буксир автомобиль, а сейчас они рвутся после нескольких раз носки?
Как мы знаем, большинство компаний-производителей товаров широкого потребления обновляет модельные ряды своей техники раз в год, а то и чаще. В случае с Hi-Tech это еще можно объяснить прогрессом и ростом характеристик, но большинство бытовой техники достигло своего пика возможностей еще в 90-х годах. Кстати, компании с продуктами премиального уровня имеют обычно гораздо более низкие темпы обновления линеек.
Выпущенные в незапамятные времена утюг вполне может быть использован по прямому назначению и сегодня.
Причина настолько проста, что ее даже не очень удобно озвучивать. Хороший утюг или швейная машинка служили в прошлом веке половину жизни. Да, это были не самые элегантные или стильные устройства, но они работали, и порой довольно качественно. Много ли у нас в домах осталось тех же утюгов 90-х годов выпуска? Именно к этому времени окончательно сформировалась тенденция по созданию одноразовых вещей, которые можно регулярно продавать одному и тому же человеку. А чтобы радость покупки каждый раз была полной, постоянно изобретаются сомнительные функции и дизайнерские изыски.
Точно неизвестно, кому и когда пришло в голову намеренно вносить в конструкцию дефекты, чтобы техника служила меньше, чем могла бы. Но, скорее всего, произошло это еще в начале прошлого века – со стартом крупных массовых производств.
Первым известным свидетельством намеренного снижения срока службы товаров была организация «Phoebus cartel», существовавшая с 1924 по 1939 годы и объединявшая крупнейших на то время производителей электрических лампочек Osram, Philips и General Electric.
Лампочка из Ливермора впервые была установлена на свое рабочее место еще в 1901 году. Над миром катились войны, революции, мировые кризисы, а она все светила и светила. В настоящий момент ее можно увидеть на пожарной станции по адресу 4550 Ист-Авеню. Необычно долгий срок жизни не просто превратил лампу в местную достопримечательность, но и позволил занять ей свое место в книге рекордов Гиннеса – как самой старой и работающей лампе в мире. Забавно, что эта лампочка пережила две новейшие камеры видеонаблюдения.
Производители договорились установить срок службы своих лампочек на уровне 1000 часов. Утверждалось, что более долговечные лампочки нецелесообразны, поскольку требуют больше электричества и усилий при производстве. Считается, что особой эффективностью работа картеля не отличалась – к нему присоединились далеко не все производители. В 1942 году создание подобных организаций было официально запрещено законом США, хотя к компаниям «лампочной» картели никаких санкций не применили.
«Золотой эрой» бытовой техники и электроники обычно называются 70-е годы прошлого века: именно в конце этого десятилетия наиболее массово стали появляться «одноразовые» вещи. В принципе, «одноразовость» может быть результатом обычной экономии (пластиковые шестерни и подвижные элементы вместо металлических, например).
Механические детали современных электроприборов.
Тут, правда, производитель может легко возразить, что таким образом технику сделали легче и доступнее, и он будет, в общем-то, прав. Если перед вами лежат два прибора – один тяжелый и старомодный, да еще и дороже, а второй легкий, современный и недорогой, какой вы выберете? Массовый потребитель уже проголосовал за второй вариант.
Второй «безобидный» способ сократить вещи срок службы – сделать ее конструкцию модульной, а доступ в модуль максимально затруднить. С развитием пресс-форм для пластика и новых методов работы с ним это стало весьма просто. В результате, когда в вашей технике перегорает один радиоэлемент или ломается одна шестерня, в мастерской только разведут руками и предложат оплатить замену целого блока, цена которого, ну, скажем, 65% от цены нового устройства. Большинство потребителей выберут покупку новой вещи, запустив цикл запланированного старения заново.
И, опять же, совершенно ясна производственная необходимость таких решений: потребитель сам голосует рублем за более дешевую вещь, а ведь в стоимость товара включена и оплата за подготовку кадров для сервиса. Уровень квалификации, требуемый для диагностики и замены целых блоков, заметно ниже, чем для полноценного ремонта. А значит, и платить такому работнику можно меньше.
Сейчас мы совершенно нормально воспринимаем системное устаревание продуктов. Смена процессорного разъема, формата аккумуляторов, соединительных гнезд. Даже видимое поддержание на протяжении более чем 50-ти лет совместимости фотообъективов с камерами у крупных японских производителей совсем не полное – многие старые объективы не могут полноценно работать на некоторых новых «тушках».
“Вечная” швейная машина Singer.
Опять же, нельзя назвать такой вид устаревания полностью злонамеренным – стандарты и форматы совершенствуются, порой, правда, заходя в тупик. На этом поле все еще выручает конкуренция – товары одного типа обычно производит множество компаний, и им приходится поддерживать какой-то один стандарт в течение более-менее длительного времени (т.к. если одна компания сменит стандарт произвольно, это приведет к резкому оттоку потребителей).
Пожалуй, первым серьезным скандалом, связанным с запланированными поломками, было обнаружение искусственно спровоцированного выхода из строя некоторых струйных принтеров Epson. Простейшая манипуляция со стороны пользователя на раз «чинила» такие принтеры, и было сложно объяснить производственной необходимостью механизм запланированной поломки. Но струйные принтеры такие дешевые, что всерьез волноваться по данному поводу никто не стал. Так, несколько разоблачительных роликов на YouTube да пара гневных высказываний в адрес компании. Как гласит одна старая пословица, «собака лает, а караван идет».
Даже культовая по надежности и качеству своих товаров Apple использует данный прием. Вспомним несменный аккумулятор iPhone, который приходит в негодность примерно через год-полтора эксплуатации (до 500 циклов заряда-разряда), что оказывается аккурат к выходу свежей модели. Заменить, конечно, можно, только процедура эта дорогая, изымает телефон на длительное время, в общем, всячески стимулирует к покупке нового аппарата, а не решению проблемы старого.
В феврале 2013 года Бразильский институт политики и компьютерных наук подал судебный иск против компании Apple, утверждая, что она практикует незаконные методы ведения бизнеса. Обвинение было аргументировано «запланированным устареванием» линейки iPad.
В октябре 2012 года Apple заменили iPad 3 на iPad 4, что огорчило многих пользователей iPad 3, которые только в мае того же года приобрели эту модель планшетного компьютера.
Некоторые люди давно высказывают подозрения о том, что технические компании и производители техники заранее планируют сворачивание производства старых продуктов, нарочно ограничивая функциональность новых и делая их ещё медленнее, тем самым вынуждая пользователей периодически обновлять свои устройства. Пример такого запланированного устаревания представляет собой iPad 1.
Работающий на операционной системе iOS планшет первого поколения был представлен в 2010 году, и только спустя три года его можно было назвать медленным и действительно устаревшим устройством. Фактически обновить его операционную систему можно только до iOS 5. Сейчас большинство пользователей жалуются, что iPad 1 почти невозможно использовать для чего-либо кроме стандартного сёрфинга в интернете и просмотра фильмов.
Просто подумайте, как хорошо старые персональные компьютеры (в том числе и ноутбуки) держаться на протяжении многих лет, а вот новые мобильные устройства, например планшеты и смартфоны, кажется, на такое не способны.
Когда покупатель приобретает телефон на операционных системах iOS или Android, кажется, что срок службы данного продукта составляет всего двенадцать месяцев, а по их прошествии устройство начинает отставать от манёвров мира современных технологий, и вдруг на нём уже нельзя запустить последние новинки игр или программного обеспечения. Для персональных компьютеров этот период обычно дольше, в некоторых случаях примерно 2-3 года. Некоторым становится интересно, вызван ли этот постоянный прогресс и неистовое потребление скоростью, с которой развивается рынок мобильных устройств и тем, насколько быстро в их производство внедряются инновации.
Но видимо это всё – часть плана. Если вы недавно обновили операционную систему своего iPad 2 до iOS 7, вы заметили, насколько негативно обновление сказалось на работе устройства. Вполне возможно, что Apple предполагали, что со временем iPad 2 будет становиться всё медленнее, по мере выхода каждого следующего обновления iOS, тем самым подталкивая пользователей к мыслям вроде «Мой iPad стал медленнее, нужно его обновить».
Для сравнения, вышедший в 2009 году MacBook Pro и iMac 2008-го до сих пор держатся довольно хорошо, даже по прошествии всех этих лет. Существуют тревожные гипотезы о том, что технические компании сумели разработать новую категорию продуктов среди мобильных устройств, которая сейчас даёт им возможность склонять клиентов к обновлению гаджетов, заставляя их думать, будто они теряют связь с современными технологиями.
Что делает это запланированное устаревание поистине непорядочной деятельностью, так это то, что технические компании нацеливают такую стратегию на существующих покупателей, практически вынуждая их расстраиваться из-за того, что они потратили деньги на сделанную ранее покупку в тот момент, когда становится доступна более новая, быстрая и блестящая версия этого продукта.
Рекламные и маркетинговые кампании этих организаций являются крайне завлекающими и часто ловко манипулируют людьми посредством того, что они буквально создают впечатление, что продукт который они рекламируют уже не может стать лучше. Однако в это же время они уже планируют выпуск улучшенных версий упомянутых продуктов, что является частью их долгосрочного плана по развитию продукции.
В прошлом покупатель мог потратить на ноутбук 400-500 фунтов и пользоваться им примерно 3-4 года, а сейчас этот налог за устаревание, кажется, заставляет людей тратить ту же сумму намного чаще...
компиляция материала – Fox
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта