Морское пиратство — разбой на море, захват торговых судов с целью получения выкупа либо продажи захваченного груза. В массовом сознании ассоциируется больше с событиями средневековья, однако в реальности эта проблема чрезвычайно актуальна и сегодня. В наибольшей степени известны сейчас действия сомалийских пиратов, однако на самом деле это далеко не единственный район их активных действий…
Морское пиратство известно ещё с античности (наиболее знамениты в этом плане финикийские пираты, сделавшие заодно множество географических открытий). Чрезвычайно развито было пиратство в средневековье и в Новое время, причём оно охватывало многие регионы мира. Кроме собственно пиратства, считавшегося прямым бандитизмом, имело место такое явление, как каперство, — тоже пиратство, но с наличием официального патента от правительства какой-либо страны.
Например, каперы с британским патентом грабили французские и испанские суда и наоборот. В Восточной Азии очень активны были китайские пираты. В годы двух мировых войн действия, сходные с каперскими, вели немецкие рейдеры (вспомогательные крейсеры).
В настоящее время основными зонами активности морских пиратов являются Гвинейский и Аденский заливы, Малаккский пролив, Южно-Китайское море. Их действиям способствует политическая нестабильность в странах, прилегающих к побережью указанных акваторий, наличие многочисленных удобных убежищ на берегу, интенсивное судоходство в этих районах. Значительные доходы, получаемые пиратами от выкупа за суда, их экипажи и грузы, позволяет им приобретать скоростные лодки и катера, оружие, средства связи, что делает их действия ещё более эффективными.
Военные флоты мира не приспособлены для борьбы с морским пиратством, поскольку пиратские лодки — очень многочисленные, скоростные и чрезвычайно малоразмерные цели. Боевые корабли не приспособлены для борьбы с подобными целями. Кроме того, борьба с морским пиратством крайне затруднена по причинам юридического характера.
Во-первых, неясно, в чьей юрисдикции находятся пираты, захваченные в нейтральных водах. Если средневековых пиратов, не имевших каперского патента, вешали на реях, то современных пиратов, особенно если они успели выбросить оружие за борт, либо просто отпускают, либо передают властям своей страны, где они, как правило, сразу оказываются на свободе (самый яркий пример — Сомали).
Во-вторых, очень часто непонятна юрисдикция захваченных пиратами судов. Современное торговое судоходство интернационализировано, как, видимо, никакая другая отрасль мировой экономики. Суда, как правило, ходят под удобными флагами (Панамы, Либерии, Монголии, Камбоджи и т.д.), их команды почти всегда состоят из представителей нескольких стран. В итоге очень часто бывает неясно, кто именно должен защищать каждое конкретное судно.
Страна, коей судно формально принадлежит, в реальности не имеет к нему никакого отношения, кроме того, не располагает силами и средствами для освобождения судов. Поэтому захват судна пиратами становится, как правило, проблемой только и исключительно компании-судовладельца, которая нередко не имеет ни средств, ни желания спасать судно и моряков (причём моряки, как уже было сказано, могут не иметь никакого отношения ни к стране, флаг которой развевается над судном, ни к стране, где «прописана» компания-судовладелец). Выплата выкупа оказывается очень часто единственно возможным вариантом.
В итоге, хотя, например, в западной части Индийского океана сегодня с целью борьбы с морским пиратством находятся соединение ВМС НАТО, эскадра Евросоюза (отдельно от НАТО), оперативное соединение ВМС США (также отдельно от НАТО), боевые корабли России, Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, Ирана, количество захваченных пиратами судов и сумма выкупов за них продолжают расти.
Некоторые факты о современном пиратстве:
Сумма выкупов, полученных сомалийскими пиратами близ Африканского Рога в 2005–2012 годах, оценивается в $339–413 млн. Средний куш – $2,7 млн.
Рядовые пираты за успешную операцию получают по $30–75 тысяч, причем первому, кто взберется на борт захваченного судна, а равно тем, кто пришел с собственным оружием или лестницей, – полагается бонус $10 тысяч.
Кат, который беспрестанно жуют в том числе в Сомали, часто поставляется пиратам в кредит. Его количество строго учитывается, и после операции пират получает свою долю наживы за вычетом стоимости ката, которая в море втрое выше, чем на материке.
Из жалованья пирата также удерживают за питание плюс штрафы: например, за жестокость по отношению к команде судна можно недополучить $5 тысяч – пиратский кодекс, как в старые добрые времена. В результате особенно несдержанные порой не зарабатывают на рейде ничего или оказываются в долгах.
Часть добычи уходит поварам, посредникам, счастливым обладателям детекторов валют (для проверки подлинности купюр) и адвокатам (спрос на которых постоянно высок) за их услуги. Также платят местным защитникам правопорядка и террористам (группировка «Аш-Шабааб», например, берет с пиратов 20% в качестве «налога на развитие»), чтобы не трогали.
Бывшие пираты, как могут, устраиваются на суше. Зачастую они зарабатывают на жизнь сервисом для настоящих и потенциальных жертв своих недавних коллег – становятся «консультантами» или переговорщиками.
Финансирование пиратских экспедиций – не такое дорогое удовольствие, как можно было бы подумать. Стандартная вылазка может стоить всего несколько сотен долларов, так что участники вполне могут скинуться на предприятие самостоятельно. Крупные походы на нескольких судах обходятся до $30 тысяч и требуют профессионального финансирования. В качестве финансистов тогда выступают военные или гражданские, торговцы катом, рыбаки и бывшие пираты. За свои услуги они требуют от 30% до 75% выкупа.
В среднестатистическую операцию вкладываются 3»5 инвесторов. Поскольку порядочные сомалийцы держат деньги подальше от родины, им приходится изобретать отмывочные схемы, чтобы вернуть средства в Сомали.
Финансовый сектор страны на удивление хорошо себя чувствует и растет быстрее, чем правительственные институты. В частности, развивается система интернет-платежей, в том числе в совсем неспокойных частях государства.
Доходы от пиратской деятельности утекают из Сомали в основном через Республику Джибути, Кению и ОАЭ.
Треть финансистов от пиратства тратят свои деньги на формирование подобия «народного ополчения» и собственное политическое влияние. Многие инвестируют в торговлю катом – это крупный и к тому же легальный бизнес.
Карта морского пиратства
Острова зеленого мыса.
Эти острова находятся вблизи африканского континента, и многие жители этого материка, стремятся добраться до них, в поисках более лучших рабочих мест. Поэтому в том районе нередки попытки захвата яхт частных лиц. А на сами острова, лучше не высаживаться, там процветает контрабанда наркотиков, и по данным моряков побывавших там, такое количество наркоманов они ни где не видели. Вы можете подвергнуться нападению в любой момент, ну а кражи там – вполне обычное дело. Нередки случаи нападений преступников, на яхты, находящиеся на приколе недалеко от берега.
Бразилия.
В Бразилии периодически, происходят спонтанные нападения на суда организованных банд. Эта страна, наравне с Сомали являются, единственными странами мира, где пираты не боятся нападать не только на малоразмерные яхты, но и на торговые суда. Недавно бандиты напали на яхту ” Seamaster ” англичанина Питера Блэйка, ни побоявшись ни размера судна ( 36 м ), ни 10 отлично обученных членов экипажа.
А чуть ранее нападению подверглись еще две яхты, обе большого размера, одна немецкая, другая роскошная французкая яхта ” Jongert “. И не смотря на попытки сопротивления экипажа, все три были полностью разграблены. Береговая линия Бразилии протянулась на сотни км, и изобилует небольшими заливами и устьями рек, где бандиты могут быстро скрыться после нападения. Самыми опасными считаются, устье Амазонки и области Сантос и Фортелеза, там современное пиратство особенно процветает.
Венесуэла
В памяти многих моряков, территориальные воды этой страны, оставили мрачные воспоминания. Еще совсем недавно, нападения пиратов происходили очень часто, особенно в восточном регионе. Хотя в основном, пиратством там занимаются бедные рыбаки, вынужденные идти на это из-за нехватки средств к существованию.
Также мировой общественности стал известен вопиющий случай попытки захвата немецкой яхты, членами венесуэльской береговой охраны! Хотя правительство страны этот факт категорически отрицает, заявляя что это были просто разборки местных наркодилеров, ну да, охотно верим. Особенно опасны области вокруг островов Пуэрто-Ла-Крус, и Маргарита. Также особо внимательным надо быть возле полуострова Пария и Арайя, недалеко от устья реки Амакуро и Педерналес.
Тринидад
Еще недавно эти места считались безопасными для плавания, но все изменилось к худшему в прошлом году. Особенно в области Чагуарамас участились случаи попыток захвата судов, бандитами на лодках с подвесными моторами. Не стоит выходить на берег, есть все шансы быть ограбленным или даже убитым.
Колумбия
Здесь случаи пиратства довольно редки, несмотря на плохой имидж самой страны. Последний серьезный случай нападения морских разбойников произошел 29 сентября 2002 года, когда три американских яхты были атакованы в районе Пуэрто-Эрмоса, в 50 км к северо-востоку от границы с Венесуэлой. А правительства этих стран тычут пальцами друг в друга, утверждая, что это с территорий соседа, налетчики совершают свои набеги на суда.
Самая опасная область, где можно подвергнуться нападению корсаров – это южная часть залива Гольфо -де-Ураба, где на лодках, контрабандным путем переправляются наркотики.
Никарагуа и Гондурас
Обе эти страны сильно пострадали от урагана Митч и землетрясения. Из-за политической нестабильности, в эти странах процветает бандитизм и насилие. Кроме того, правительства этих государств ведут постоянные споры о границах своих стран. На побережьях очень мало полицейских и военных, поэтому часты случаи нападений на туристов, как и на берегу, так и на море. Современное пиратство, здесь не редкость.
Сомали
Эта страна прославилась на весь мир, благодаря постоянным нападениям пиратов.Уже много лет в Сомали идет гражданская война, в этом государстве царят беззаконие и анархия. Сомалийские пираты славятся своей жестокостью, они хорошо вооружены и организованны. Каждая банда подчиняется лидеру клана,а все побережье Сомали, налетчики поделили межу собой, и на каждом участке орудует своя банда разбойников.
Передвигаются они на малоразмерных судах, численностью в 5-8 человек, заходят далеко в море, в поисках коммерческих судов. Кораблям, находящимся в Аденском заливе, не рекомендуется приближаться к береговой линии, ближе чем на 100 морских миль. И не смотря на постоянное патрулирование в этих водах американских, французких, немецких военных кораблей, ситуация лучше не становиться. Несомненно, Сомали – главная вотчина в мире, морских разбойников.
компиляция материала – Fox
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта