Бестиарии сохранили описания множества мифологических существ: крылатых змеев, грифонов, русалок. Не все из них – обитатели далекой Индии, куда было принято селить все «неизвестное». Некоторых помещали и на территорию нынешней России…
Алконост
Легендарная птица Алконост «близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самоё себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Так, одна из лубочных картинок описывает славянскую Алконост, которая, по славянским преданиям, обитает около славянского рая Ирий, на острове Буян.
С ее внешним видом знакомы, наверное, все, особенно по русским народным сказкам. Она обычно изображается в виде птицы с девичьем лицом и грудью, с короной на голове и иногда с руками. На лубках XVII-XVIII – что Алконост, что его постоянный спутник Сирин представляются райскими птицами счастья, несущими благую весть.
Родина Алконоста отнюдь не на Руси, а в солнечной Греции. По античным легендам то была дочь бога ветров Алкиона, жена фессалийского царя Кеика. Как рассказывает Овидий в «Метаморфозах», Кеик трагически погиб в бушующем море. Алкиона ждала Кеика на вершине утёса. Когда же к утесу прибило волной тело её погибшего мужа, Алкиона бросилась с вершины утеса в волны бушующего моря. И произошло чудо: боги превратили Алкиону в морскую птицу-зимородка. Затем Алкиона-зимородок оживила погибшего мужа. Боги и Кеика превратили в птицу, и они снова стали неразлучными.
Именно в словарной форме «алкион», в «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского райская птица дошла до наших предках. В этом источнике рассказывается о некой морской птице, которая строит гнезда на берегу и выводит птенцов зимой. «В это время стихают волны. Моряки называют эти дни алкионическими».
Хан-Кереде
Другая легендарная птица с территории России – алтайская Хан Кереде, которая изображена на гербе Алтайской республики. По описаниям она отождествляется с грифоном. Орлиная голова, золотистые крылья, туловище льва. Впервые грифоны встречаются у древнегреческого автора Аристея из Проконнеса, жившего в VII веке до нашей эры, и совершившего путешествие в Центральную Азию в поисках гиперборейцев и их святилища Аполлона.
В своих странствиях Аристей повстречал племя иммедонийцев, поведавших ему о том, что к северу от их земель находится горная цепь — обитель холодных ветров. Греческий путешественник решил, что это были Кавказские горы, хотя современные ученые больше склоняются к мнению, что это был скорее Алтай.
На самом Алтае первые изображения Хан-Кереде встречаются на предметах пазырыкской культуры (VI-IV в. д. н. э). Ее представители, очевидно, переняли птицу из звериного стиля скифов.
Кан-Кереде, как и все грифоны – существо противоречивое. Они олицетворяют одновременно Небо и Землю, Добро и Зло. Тем не менее, так как практически все находки с изображением Кан-Кереде на Алтае встречаются в захоронениях, по словам экспертов, это существо стало символом потусторонних сил. Этот образ плохо сказался на его репутации – противники нынешнего герба Алтая утверждают, что символ Кан-Кереде несет несчастья, а не оберегает от беды, как гласит гербовая символика.
Аспид
«На мрачном, суровом севере, народная фантазия помещала змею Аспиду (...); змею, которая никогда не садилась на землю и на камень». Так описывает легендарное существо, ссылаясь на народные поверья, историк-компилятор Михаил Забылин (1880 год).
Своим названием, аспид обязан яду. По-гречески яд – “ios”, отсюда «аспид», уничтожающий жертву ядовитым жалом. В старинных русских азбуковниках, аспид «есть змея крылатая, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит».
Считалось, что подчинить его можно с помощью «трубного гласа». Только, согласно бестиариям, змей, услышав зачаровывающую мелодию заклинателя, которая выманивает его из норы, прикладывает одно ухо к земле, закрывая другое кончиком хвоста. Таким образом, не слыша звуков, он не поддается заклинателю.
Хантай
Проживали на территории России, по народным поверьям, и многие виды русалок. Помимо всем известных славянских болотниц, на Севере у камчатских ительменов обитала Хантай – полурыба-получеловек. Местные племена ставили ей деревянного идола, приносили ему дары, а потом во время праздника урожая благодарили его за рыбу, которая к ним пришла.
Каркаладил
Очевидно, дальним родственником крокодила является славянский мифический каркаладил или коркодил. Он неоднократный персонаж лубочных картинок, а также страшный зверь из Псковской летописи 1582 года: «В лето 7090 (с сотворения мира) вышли коркодилы лютые, звери из реки и путь перекрыли, сожрав многих людей. И ужаснулись люди и молили Бога по всей земле».
Сами историки с крокодилом каркаладила не ассоциируют, полагая, что здесь мы имеем дело с безусловно вымышленным животным, которое выходит из реки, затворяет путь и ест людей. Больше про него ничего неизвестно, кроме того, что на нем, по лубочным картинкам, часто разъезжает не менее мифическая Баба-Яга.
Алиса Муранова
link
В последнем описании ошибка...
ОтветитьУдалитьНа самой картинке написано:
ага баба едет с коркодилом драться на свинье с пестом....