Невидимые посланники, обитатели небес, создания светлые и легкие, но также огненные и воинственные, присутствуют во многих традициях, и нет ни одной цивилизации, где не упоминались бы эти духовные сущности, которые сотрудничают с Создателем во множестве различных миссий, согласно рангам и категориям. Эти посредники между Богом и миром символизируют божественные деяния и связь бога с его творениями…
У вас нет собственного ангела-хранителя
Все мы слышали истории о людях, спасённых таинственным незнакомцем. Или слова людей, уверенных, что о них заботится некое сверхъестественное существо. Отрадно думать, что кто-то неизмеримо умнее и лучше нас знает, как направить человека по верному пути и уберечь от всех бед. Но в Библии нет ничего о том, что к каждому человеку приставлен собственный ангел-хранитель.
В нескольких отрывках действительно говорится об ангелах-опекунах. Например, Евангелие от Матфея, глава 18:10: «Не презирайте ни одного из малых сих. Ибо, говорю вам, что Ангелы на небесах всегда видят лицо Отца моего Небесного».
Отрывок часто трактуют как указание на ангелов, которые наблюдают за детьми или за всеми верными христианами в мире, но нет ни слова о том, что у каждого есть свой «личный» ангел.
Идея о личных ангелах-хранителях появилась относительно недавно. Она — продукт медленной эволюции истории. В средние века было много рассказов о святых, встретившихся с ангелами, и ангелы их якобы защитили. Постепенно они превратились в истории, где ангелы приходили на помощь человеку в обычной жизни — об этом говорили в 18-м и 19-м веках. И к 20-му веку люди уже верили в ангела-хранителя, который стоит за плечом у каждого человека и защищает его от бед.
Херувимы вовсе не ангелы с детскими лицами
Все мы знаем, как выглядят херувимы — именно их изображения чаще всего встречаются в искусстве. Это маленькие голенькие дети: очаровательные, пухлые и крылатые. Таких ангелов относительно недавно придумали художники, а настоящие библейские херувимы куда необычнее.
Херувимы — ангелы очень специфические. Бог настолько приблизил их к себе, что они служат непосредственно ему и не бывают посланниками к человечеству. В Ветхом завете они упоминаются довольно часто, и очаровательными их назвать никак нельзя.
Согласно Книге Бытия, двум херувимам было приказано охранять древо жизни. У Иезекииля, в главе 1:5–11, дано их полное описание. Согласно Писанию, херувимы выглядели как люди за некоторыми исключениями. Их ноги заканчивались телячьими копытами. У каждого было по четыре крыла, которые скрывали их человеческие руки, и по четыре лица. Когда они двигались, лица никогда не поворачивались. Спереди лицо было человеческим, справа — морда льва, слева — быка или вола, а сзади — орла.
Каждый херувим горел будто в огне. Далее Иезекииль описывает их как некую живую и разумную Божью колесницу, как силу, подвластную только Богу. В его видении Бог едет в колеснице, где херувимы выступают в качестве колёс. Четыре херувима стоят вместе, олицетворяя силу льва, свободу орла, тяжесть и приземлённость быка и мудрость величайшего божественного творения — человека.
Все эти существа — первые в своих сферах. Каждый херувим прикрывает тело одной парой крыльев и простирает другие. Сами крылья покрыты глазами. Очень далеко от симпатичных голеньких ребятишек, правда?
Херувимы не обязательно добрые
На картинах херувимы всегда очаровательны. На их губах играет улыбка, за спиной развеваются крылья. Ещё они, как правило, играют на арфах. Библейские херувимы не такие милашки. Для примера рассмотрим Трон милосердия — крышку Ковчега завета. Мы все её видели — спасибо Индиане Джонсу.
Две фигуры на Троне милосердия — херувимы, чьи лица и тела скрыты двумя парами крыльев. Другие пары херувимы тянут друг к другу. Так они образуют престол, и, в соответствии с Писанием, Трон означает потенциально смертельное присутствие гневного Бога. Каждый год первосвященник проводил церемонию: кропил Трон милосердия кровью жертвенных животных, чтобы умилостивить Бога и отвратить его гнев ещё на один год.
Чтобы без страха приблизиться к Трону милосердия, нужно было провести другой специфический ритуал. Считалось, что любое отклонение от ритуала смертельно для священника, который окажется достаточно глупым, чтобы не относиться к нему с должным почтением. Каждый год херувимы должны были получать кровавую жертву. Церемонии прекратились только после распятия Христа — его жертвы и крови было достаточно, чтобы навсегда удовлетворить херувимов.
Люди не становятся ангелами
В фильмах такое происходит часто, но в Библии нет ни единого свидетельства того, что добрые праведные люди становятся ангелами, когда умирают. Пара отрывков даже указывает на невозможность этого.
И ангелов, и людей создал Бог, но служат они разным целям. В «Послании к Евреям», глава 1:14, ясно говорится, что ангелы созданы, дабы протянуть руку помощи тем, кто верит в Бога. А в Книге Бытия, глава 1:26, написано, что ангелы — духовные существа, способные принимать не только человеческую, но и любую форму по воле Бога.
Книга Петра говорит о том, что ангелы — это бывшие праведники: «И было явлено им, что они не служат себе самим, но вам, через мудрость, явленную вам через тех, чьими устами говорит Дух Святой, посланный с небес: мудрость, на которую ангелы долго смотрят».
Дух проповедует человечеству, а ангелы хотят, чтобы они могли слышать те же самые откровения. И ангелы эти не были когда-то людьми.
Ангелы — не мужчины и не женщины
На бесчисленных картинах изображены ангелы-мужчины, появляющиеся перед людьми в библейских сценах, а кладбищенские изваяния у могил часто выполнены в виде скорбящих ангелов-женщин. Но в Библии нет ни слова про женщин-ангелов.
Ангелы не люди, они не подчиняются тем же биологическим ограничениям. Такие вещи, как секс и вопросы пола, ангелам вообще чужды. Но во всей Библии ангелы предстают мужчинами. Даже само греческое слово «angelos» в Новом Завете — слово мужского рода, и формы женского рода у него нет.
Только у двух Господних ангелов есть имена — Михаил и Гавриил, а другие всегда упоминаются как просто «он». Один раз в Библии упоминается крылатое существо женского пола. В Книге Захарии, глава 5:9, такие женщины появляются в череде видений, где есть также летящий свиток. Ничто не говорит о том, что они ангелы.
Сама идея ангела-женщины появилась столетия спустя после Библии. Примерно до четвёртого века не было ни одного художественного представления ангелов (по крайней мере, известного), потому что христианство пыталось дистанцироваться от обычаев поклонения других религий с «образами и идолами». После того, как ангелы появились в искусстве, их, возможно, стали ассоциировать с крылатыми существами из других мифологий — например, с Никой и другими языческими богинями.
У ангелов нет нимбов
Вообразите себе библейского ангела. Скорее всего, у него будут развевающиеся одежды, крылья и нимб. Но в библейских описаниях никогда не упоминалось о том, что у ангелов есть нимбы. Более того, в Библии нимбы не упоминаются вообще. Ближайшим эквивалентом чего-то, хотя бы отдалённо похожего на нимб, ставший «визитной карточкой» религиозного искусства, было упоминание о лучах света, исходивших от нескольких библейских персонажей — Христа и Моисея.
Нимб же впервые появился в искусстве только в четвёртом веке. Изначально он был только на изображениях сидящего на троне Христа. Постепенно нимб стал символом добра, и его стали всегда рисовать с Христом и ангелами. К шестому веку нимб «носили» все, в том числе святые.
Христиане не придумали нимб, а скорее переняли. Идея восходит к древним царям Сирии и Египта, носившим нимбы как венцы, чтобы подчеркнуть свою связь с божествами и окружающее их божественное свечение. В Древнем Риме, например, любили описывать императоров в лучах и коронах. Христианские художники просто заимствовали символ, и он прижился.
У ангелов не по два крыла
Художники добавили ангелам не только нимбы, но и крылья. Точнее, два крыла. В библейских текстах и про это ничего нет.
Именно о двукрылых ангелах почти никогда не говорится, хотя ангелов часто называют «летящими». По понятным причинам способность летать связывают с наличием крыльев — двух, так нам привычнее. Серафимы, которые занимают одно из высших мест в ангельской иерархии, стоят перед Божьим престолом и в буквальном смысле горят любовью к своему Господу, подавая пример всем остальным.
В книге пророка Исайя написано, что у каждого серафима шесть крыльев. Только два крыла нужны для полёта. Ещё два крыла закрывают лицо, а третья пара укрывает ноги. Херувимы же, как правило, описываются как существа с четырьмя крыльями.
В раннем христианском искусстве ангелов почти всегда изображают спускающимися с небес на крыльях. Один из самых ранних примеров — ангелы на римских саркофагах.
Так, на саркофаге римского политика Юния Басуса изображена знаменитая библейская сцена: ангел является Аврааму и велит ему принести в жертву сына. В Библии про крылья нет ни слова, а на саркофаге крылья есть. Изображение сделано в 359-м году нашей эры — значит, примерно тогда произошла общая смена представлений о том, как ангелы выглядят.
К концу века ангелов без двух крыльев уже не представляли. Более того, они с тех пор прочно ассоциировались с появлением крылатых языческих богов и богинь.
В христианстве нет Ангела Смерти
Ангел смерти — величественный образ. Представьте: существо, красивое мрачной потусторонней красотой, чьё единственное предназначение — забирать чужие жизни. Несколько отрывков из Библии, в том числе история Пасхи в Исходе, глава 11:4–5, и Вторая книга Царств, глава 19:35, упоминают об ангелах, забирающих человеческую жизнь. Действительно, в Книге Царств ангел унёс жизни 185 000 ассирийцев.
Но в современном представлении ангел смерти и есть сама смерть. В Библии же ангелы, которые отнимают жизни, занимаются не только этим. Они просто выполнили приказание Бога — одно из многих.
Кроме того, еврейские традиции отвергают саму идею ангела смерти. Только Бог, а никак не ангелы, имеет власть над жизнью и смертью. Но в конце концов образ просочился в официальные религиозные каноны, и ангел смерти стал известен под именем Самаэль. Упоминания о нём поначалу довольно несущественны, легко даже забыть, где они появились.
В период амораев (220-370-тые годы нашей эры) появились и другие упоминания о Самаэле как ангеле смерти. В оригинальных текстах ангелы превращаются в мстительных и смертоносных посланников неба, а Самаэль надевает мантию ангела смерти.
Вскоре Самаэль перешёл из религиозного канона в фольклор и стал самостоятельным мыслящим существом. Он больше не выполняет Божью волю. Он теперь охотится и отнимает жизни по своей воле. Тело этого Самаэля из народного фольклора сплошь покрыто глазами, чтобы ничто не ускользало от его внимания. В еврейской традиции его иногда связывают с Каином: считается, что именно Самаэль внушил Каину желание убить брата и дал для того силу.
Гавриил — ангел нижайшего ранга
Гавриил появляется в Библии четыре раза. В одном из упоминаний о нём говорится, что он приходит каждое Рождество — вот и секрет его популярности у людей. Именно он явился Марии и рассказал, что она выбрана на роль матери Сына Божия. В другие свои появления он также выступает в качестве посланника. Его определяют как архангела, а не просто рядового старого ангела. Это важно.
Архангелы в небесной иерархии занимают положение выше ангелов, но и над ними стоят другие духовные существа. На самом деле ангельских чинов очень много.
В Библии написано, что ангельская иерархия имеет три уровня — сферы. В каждой сфере ещё по три подгруппы. В первую сферу, которая ближе всех к Богу, входят серафимы (это высший ангельский чин), херувимы и престолы — все неотделимые от слова Божия. Во второй сфере есть господства, которые учат людей владеть чувствами и наставляют земных правителей, власти, творящие чудеса, и силы, защищающие добрых людей от дьявольских соблазнов.
В последней, низшей и самой далёкой от Бога сфере выше всех стоят архонты (они же начала). Архонты управляют другими ангелами рангом ниже. У каждого земного царства есть собственный архонт, отвечающий за правление царей. Он должен следить, чтобы царями и лидерами становились достойные люди, которые правят от имени Бога. Прямо под ними стоят архангелы — божественные посланники. Таков, например, Гавриил. Ещё ниже стоят ангелы, которые чаще являются людям, творят незначительные чудеса и помогают, если нужно.
А ещё ниже в небесной иерархии стоят люди — они от Бога дальше всех. С этой точки зрения Гавриил, один из немногих библейских ангелов, у которого есть имя и который появляется в сценах у яслей младенца Иисуса во всём мире, даже ниже среднего.
Грехопадение ангелов – причина потопа
Ангелы почти всегда представляются нам добрыми существами — посланниками и слугами Бога. Даже тогда, когда они сеют смерть, они выполняют Божью волю. Но в одной из интерпретаций библейских текстов во всемирном потопе виноваты ангелы (по крайней мере, отчасти). А потоп уничтожил всё человечество кроме Ноя и его семьи.
Согласно Книге Бытия, перед потопом Земля была домом не только для человечества, но и для существ под названием нефилимы (или исполины). Нефилимы были рождены от «сынов Божьих» и «дочерей человеческих». Одна из самых расхожих интерпретаций: «сыны Божьи» были ангелами, пришедшие в земное царство и там оставшихся ради удовольствий, которые они нашли. Послание Иуды, глава 1:6, говорит о нефилимах как о тех, кто покинул своё законное жилище и отправился на Землю, а в Бытие они предстают как потомки человеческих женщин и божественных существ.
Дебаты ведутся среди христиан. В Еврейской теологии всё намного проще. Когда Бог увидел порчу, овладевшую его созданиями, Азаил и Самсавеил добровольно отправились на Землю, чтобы доказать, что люди сами несут ответственность за свою судьбу. На Земле они не только испытали запретные для ангелов земные удовольствия: Самсавеил ещё и нарушил одну из самых священных клятв — открыл истинное имя Бога смертной женщине.
Ему не позволили вернуться на небеса, а женщину, Иштар, подняли к небу и оставили среди звёзд. Самсавеил раскаялся в содеянном, но остался между Землёй и небом. В других версиях целых 18 ангелов вступили в связь с женщинами и произвели потомство.
Но в обеих традициях именно мирской грех вынудили Бога уничтожить всё, что он создал, в том числе гигантов-нефилимов — потомков его любимых ангелов.
Полина Фанаскова
link
Как обычно, первоисточники никто не читал. Вам не кажется подозрительным, что названия групп ангелов имеют одинаковые окончания "-им"? Это ведь окончание множественного числа мужского и неопределенного рода в древнееврейском. Так что один ангел, соответственно, будет "керув" и "сараф". Читайте первоисточники, а то опять в какую-нибудь фигню поверите.
ОтветитьУдалить