Душа — это нечто внутри нас, то, что делает нас теми, кто мы есть. Она делает нас уникальными личностями, и будет существовать даже после того, как наша физическая оболочка превратится в прах. Идея души всегда была невероятно мощной. И эта идея захватывала умы и воображение людей на всём протяжении человеческой истории…
Действительно древняя идея
В городе Сам’ал, в Турции, археологи из Чикагского университета обнаружили каменный мемориал, наглядно подтверждающий, что люди в этом регионе верили в душу ещё 3000 назад. Мемориал датируется восьмым веком до нашей эры. А надпись на нём сделал человек по имени Куттамува.
Этот монумент стал его надгробием, а надпись на нём — это просьба ко всем оставшимся в живых вспомнить жизненный путь Куттамувы, так как его душа покинула физическое тело и теперь находится внутри каменного памятника.
Концепция перехода души в могильный камень серьёзно озадачила специалистов. До этого они думали, что жители этого региона верили в то, что душа остаётся с телом и после смерти, прикрепляясь к костям.
Идея переноса души — самое странное, с чем можно было столкнуться там, где сейчас находится современная Турция. Эта идея куда больше соответствует верованиям древнего Египта, но никаких доказательств соприкосновения этих двух культур найти не удалось.
Душа мира
Эта идея упоминалась во множестве религиозных теорий, особенно в древнем мире. Древние философы, такие, как Платон, воспринимали мир как некую духовную сущность, и идея мировой души в те времена получила название «Аnima mundi».
Аnima mundi — это духовная сущность, которая была повсюду в мире. А потом в мир пришёл грех, мирское и божественное разделилось, и в итоге мир утратил своё душу.
В эпоху Возрождения вера в то, что мир имеет свою душу, вновь стала популярной. Многие художественные работы эпохи Возрождения стремятся передать духовную связь между миром и всеми живыми существами в нём.
Христианство всегда настаивало на том, что между духовным и мирским — целая пропасть. Но художники того времени ввели такие понятия, как «священные пропорции», в качестве наглядного доказательства того, что всё в этом мире очень тесно связано.
Розенкрейцеры также были убеждены в том, что у мира есть душа. Они часто представляли мир в виде чёрной точки в центре круга, называя его ростком внутри космического яйца. Точка — это центр всего и вся, а собственно мировая душа состоит из тонкой, эфирной субстанции, которой пронизано буквально всё вокруг.
Алхимики и поиск души
Алхимия — это нечто большее, чем превращение обычных металлов в золото. Поскольку у мира есть душа, алхимики предположили, что эта субстанция пронизывает всё и всех. Алхимия — это наука о преобразованиях, так что изоляция внутреннего света души должна была преобразовать весь мир.
Так как все мы связаны через Аnima mundi, то у каждого из нас есть потенциал для того, чтобы отрыть мудрость, содержащуюся в душе мира. Вооружившись такой философией, которая немного похожа на работы Карла Юнга алхимики начали искать способы не только внешней, но и внутренней трансформации, способы трансформации собственной души, что должно было помочь изменить мир вокруг.
Одна алхимическая теория утверждает, что всё в этом мире состоит из семян, посеянных в мировой душе. Природа сама, словно алхимик, создаёт из этих семян новые души. Когда мы подражаем природе, преобразуя свою душу и направляя её рост, мы можем создавать драгоценные камни, драгоценные металлы, и всё, что пожелаем.
Некоторые семена лучше подходят для создания определённых вещей, что делает их алхимическое преобразование легче. Если алхимик знает, как найти и развить душу той или иной вещи определённым образом, то создать вещь он может за несколько минут, а у природы на это может уйти не одна тысяча лет.
Смерть души по Гомеру
Мы все умрём, и некоторые из нас могут прийти к мысли, что физическая смерть — это ещё не конец, и в загробной жизни всё будет гораздо лучше.
Но в поэмах Гомера ничего подобного не наблюдается. У Гомера душа упоминается как некая вещь, делающая человека живым.
После того, как человек умер, его душа тоже умирает. Душа не покидает тело, а продолжает существовать рядом с ним и дальше, и является ярким отражением умершего человека. А в загробную жизнь отправляется лишь бледная копия умершего, его печальная и жалкая тень.
В результате идея героического самопожертвования на полях сражений предстаёт в совершенно новом свете. Герои произведений Гомера, жертвующие собой, не могли утешить себя тем, что после смерти их статус в загробном мире станет выше. Но несмотря на это, они всё равно идут на жертвы, что делает их поступки очень впечатляющими.
Обезглавливание
В Библии обезглавливание традиционно используется как наказание за самые страшные злодеяния, и всё это — из-за представлений о душе.
Древнееврейские законы предусматривали четыре вида казни: побивание камнями до смерти, обезглавливание, удушение и сожжение. Обезглавливание было предусмотрено за самые серьёзные преступления, такие, как убийство ближнего и идолопоклонство.
А древние египтяне верили, что душа живёт в голове человека, так что обезглавливание способно полностью уничтожить душу, и казнённый таким способом не мог рассчитывать на загробную жизнь. Ему не было прощения. Не было вообще ничего.
Более поздние традиции в самых разных культурах требовали, чтобы казнённых через обезглавливание хоронили отдельно от преступников, казнённых другими способами. Каждый обезглавленный считался самым худшим из людей, так что даже его захоронение рядом с другими преступниками запрещалось.
Чихание
Одна история, изложенная в Мидраше (группа устных учений, основанных на Торе) связывает чихание со смертью. Считалось, что когда кто-то чихает, его душа в этот момент покидает тело. И продолжалось это до тех пор, пока Иаков не помолился о том, чтобы душа не покидала тело в момент чихания.
Интересно, что по словам того же учения, чихание может быть полезно, но только если кто-то чихает во время молитвы. Чихание даёт телу чувство облегчения, а следовательно, облегчает и душу. Так что в этом случае чихание является признаком того, что молитва человека была услышана.
Это лишь небольшая часть странностей, связанных с чиханием и душой. По полинезийским верованиям, например, чихание может означать несколько разных вещей. Иногда чихание может быть признаком того, что душа человека — вернулась в тело после временного отсутствия.
А ещё чихание может быть символом борьбы между человеком и его душой. Желание человека чихнуть может на самом деле быть желанием его души покинуть его тело. Либо желание чихнуть может означать, что в тело человека пытается проникнуть ещё чья-то душа.
613 каналов иудейской души
Пожалуй, реинкарнация больше связана с буддизмом, однако и в иудейской теологии упоминается о том, что всякая душа проходит реинкарнацию. Согласно Каббале, в душе существует 613 каналов, каждый из которых связан с конкретной конечностью и с определёнными кровеносными сосудами.
Когда душа обретает свою земную форму, смертный человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с проблемой выбора. Если он постоянно принимает хорошие, высокоморальные решения, то часть души очищается. Если же человек всё время выбирает что-то плохое, душа от этого страдает.
Оказаться в раю душа может только в том случае, когда все 613 её каналов будут чисты. Для этого нужны чистые помыслы, чистые действия и слова. Чтобы добиться этого, смертному созданию может потребоваться несколько попыток. В процессе, который называется «giligul haneshamot», душа перерождается многократно, до тех пор, пока все 613 каналов не очистятся.
Охота за субстанцией души
Альберт Крюйт был голландским миссионером, жившим и работавшим в Индонезии на рубеже 19-го века. Его работа с коренными народами позволила ему объединить верования охотников за головами с теорией о душе. Всё это связала воедино некая таинственная жидкость жизни.
Если верить Крюйту, охотники за головами ценили отрубленные головы своих врагов вовсе не потому, что это были военные трофеи, но потому, что в головах присутствовала субстанция, содержащая душу. Это вещество могло передаваться от одного человека другому, его можно было сохранить, и оно было в состоянии усилить всю общину.
Увеличивая количество голов, можно было увеличить количество вещества, приходящегося на семью, на общину или деревню.
В итоге жизнь в деревне могла стать лучше, сельскохозяйственные культуры могли стать плодороднее, а домашние животные могли стать крупнее и сильнее. Без постоянной «подпитки» необходимой субстанцией жизнь в деревне придёт в упадок, растения завянут и погибнут, а жители начнут часто болеть.
Следует отметить, что другим антропологам, работающим с различными культурами этого региона, эта концепция субстанции, содержащей душу, не встречалась ни разу. Так что они предположили, что всё это — просто ещё один европейский способ установить связь между отрезанием голов, плодородием и процветанием.
Есть ли душа у зомби?
Бесчисленные фильмы ужасов говорят нам, что зомби — это просто бездушные, пустые оболочки, некогда бывшие людьми. Но в вуду зомби могут быть разными (Ещё следует отметить, что зомби никогда не были частью повседневной практики вуду, и они находятся за пределами традиционного вуду так далеко, как вы только можете себе представить. Некоторые практикующие вуду верят в них, некоторые — нет).
Само слово «зомби», как полагают некоторые, происходит от слова «нзамби» из языка конго. Буквально это слово означает «душа».
Когда человек умирает, его тело и душа разделяются. Если смерть человека была насильственной, то его душа может быть захвачена колдуном, или «Боко». Как только душа попала в плен к Боко, он может контролировать не только эту душу, но и тело, в котором она ранее находилась. Боко заставляет тело подняться и выполнять все его приказы, будь то обычный повседневный труд, или какие-то другие, насильственные действия.
Теоретически, зомби внешне ничем не отличается от человека. Да, у него нет души и сознания, но внешне зомби действует, как все остальные. Он ведёт себя так же, как и любой другой человек, он говорит то же самое, он так же движется. У него лишь отсутствует его собственная, внутренняя мотивация.
А если другие не смогут отличить нормального человека от зомби, что же делать с важностью человеческой души? Да, сейчас это кажется довольно глупым поводом для дискуссий, однако не следует забывать, что пройдёт совсем немного времени, и машины, теоретически, смогут выглядеть, как живые люди. Означает ли это, что тогда их придётся рассматривать их как живых людей, у которых, как говорят, есть душа?
Есть ли души у животных?
Традиционно считается, что душ у животных нет. Многие мировые религии, включая католицизм, учат, что животные способны чувствовать, но не получают божественного прощения, не получают отпущения грехов и вечной жизни.
Но однажды Папа Павел VI сказал одному мальчику: «Однажды мы вновь увидим всех животных в Христовой вечности. Ибо рай открыт для всех созданий божьих». Тот мальчик был очень опечален смертью любимой собаки. И это ни в коем случае не конец дискуссии, скорее наоборот.
Другой понтифик, Папа Пий IX, не только заявлял, что у животных нет сознания, но он также пытался положить конец созданию итальянского филиала Общества по предотвращению жестокого обращения с животными.
А почти столетие спустя Папа Иоанн Павел II согласился с тем, что у животных есть души, и более того, животные так же важны для бога, как и человечество. И всё это продолжалось ещё очень долго.
Этот спор представляет проблему по следующим причинам. Если предположить, что у всех животных есть душа, то это ставит комаров на один уровень с кошками и собаками, и заставляет задаться вопросом, следует ли учитывать комаров тоже? Ещё интереснее ситуация с животными, которых мы постоянно едим. Если допустить, что у коров есть души, и они однажды встретят нас на небесах, то всем любителям котлет придётся долго объяснять своё поведение.
Алексей Степанов
link
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта