Какая-то странная ситуация с потопами в последнее время. Чуть ли не каждый день какой-нибудь город в России тонет. То Курск, то Сочи, то Воронеж и, конечно, Москва.
Я переживаю, что если так пойдет и дальше, то совсем потонем... С ужасом смотрю на старые фотографии. Помните потоп в Москве 1908 года? Не помните? А я помню...
Одно из крупнейших наводнений в Москве произошло в апреле 1908 года, на Страстной неделе, которая выдалась удивительно тёплой. С одной стороны, это радовало людей. С другой, в городе оставалось много снега, который начинал быстро, очень быстро таять. В Великую среду по Москве поползли слухи: в Подмосковье затопило несколько деревень. Потихоньку вода начала прибывать и в столицу.
Наводнение началось 10 апреля и продолжалось пять дней. Разливом Москвы-реки, Яузы и Водоотводного канала была охвачена почти пятая часть всей площади города. Но Подмосковью досталось ещё сильнее. Больше остальных пострадали низовья Москвы-реки – у Коломны оказались затоплены 183 селения.
Река поднялась на девять метров. От Кремля до Замоскворечья на полтора километра разлилось сплошное озеро.
Из воспоминаний Юрия Бахрушина:
«Наводнение началось после полуночи. Дядя Василий был разбужен шумом бегущей воды. Он поднялся и вышел в коридор полуподвального помещения. Пол был весь залит водой. В уборных из унитазов фонтаном била вода. Не теряя времени, он сделал деревянные пыжи, обмотал их тряпками и забил трубы. Затем он принялся за водопроводные колодцы, которые также заглушил каким-то тряпьем. Только после этого он вышел на улицу.
В темноте ясно был слышен зловещий шум прибывающей воды. К этому шуму примешивался тревожный говор людей, выкрики, вой собак. К рассвету вода начала подходить к нашим воротам, тогда дядя Василий принялся баррикадировать двор. Выйдя на улицу, я обнаружил, что наш дом, построенный на некотором возвышении почвы, выдавался полуостровом среди подступившей к нему со всех сторон воды.
Валовая улица по направлению к Серпуховской площади была единственным перешейком, соединявшим нас с сушей. Наш сад, спланированной террасой, был на три четверти залит водой. Наводнение не убывало, а, наоборот, еще далеко не достигло своей кульминационной точки...»
Раушская набережная
Балчуг
Столичные власти оказались не готовы ко встрече со стихией.
Из воспоминаний Юрия Бахрушина: «Отец направился прямо в Думу и попросил разрешить мне присутствовать на собрании. Заседание длилось очень долго. На нем я узнал, что наводнение застало московские власти врасплох. Не было заготовлено даже достаточного количества лодок, которые пришлось срочно перекинуть в Москву из окрестностей.
Бедствия, причиненные водой, были огромные, особенно, конечно, пострадал бедный люд. Каждую минуту Москве грозило остаться без света, так как обе электростанции были затоплены».
От наводнения пострадало почти 200 тысяч человек. Среди погибших в основном были люди низших классов.
Люди, чтобы избежать встречи с водой, спасались на чердаках. Кто-то провёл там ночь, ожидая спасения. Кому-то даже пришлось встретить Пасху на чердаке.
Из разных частей Москвы, отрезанных наводнением, горожан перевозили через мосты на телегах и пролетках извозчики. А по улицам, между домами, жителей развозили лодочники.
И даже в то время находились богачи, которые во всём этом видели развлечение. Они снимали лодку напрокат и катались по водам московской Венеции, пока кто-то, возможно, в этот момент тонул.
В газете «Русское слово» за 11 апреля 1908 года:
«К 9 час. веч. центр города — вся площадь между Москвой и Водоотводным каналом представляла оригинальную картину, полную удивительной красоты. Начиная от дома Протопопова, у Каменного моста уже не было возможности проехать ни на Неглинный проезд, ни вдоль кремлевской стены, ни по Москворецкой набережной, так как все это было залито водой».
«Поминутно встречались лодки с пассажирами, возвращавшимися из церквей с зажженными свечами. Совсем как на Большом канале в Венеции. Только серенад не было».
Москва превратилась в большое озеро. Панорама затопленной Трёхгорки.
Люди в окружении сплошной воды.
Вид на Пречистенскую набережную и храм Христа Спасителя. Из воды выглядывает ограждение Крымской набережной.
Берсеневская набережная. У дома Съезда Мировых судей.
Во время наводнения особенно пострадали Дорогомилово, Якиманка и Пятницкая.
Дорогомиловские мосты.
Дорогомилово. Кстати, завод через некоторое время сгорит.
Люди смотрят на наводнение или ждут помощи. С парапетов всех мостов спускали к поверхности реки веревки с петлями на конце, чтобы за них могли ухватиться тонущие или случайно смытые течением горожане.
Разлив Москвы-реки у Новодевичьего монастыря. Вода дошла до подножия станции Потылиха. Монастырский пруд достиг рекордных размеров.
Остановочный пункт Потылиха
«Русское слово» за 12 апреля: «До 6-ти часов на Павелецкий вокзал еще кое-как пассажиры пробирались, но не иначе, как на полках ломовых. После 7-ми час. вода начала захлестывать и полки. После двух случаев, когда испуганные лошади едва не опрокинули полки и растеряли своих пассажиров, движение на павелецкий вокзал было приостановлено, и полиция предупреждала публику, что все поезда уже отменены.
Последний поезд, отошедший из Москвы в 6 час., удалось отправить не сразу. Поезд тронулся, но затем остановился, так как колеса «не брали» рельсов. Его подали назад, и затем уже с разбегу ему удалось выйти со станции, рассекая воду подобно пароходу. Вода почти достигала второй ступеньки вагонов».
Павелецкий вокзал во время наводнения
Нижний Лесной переулок
Рухнувшая Москворецкая набережная во время наводнения
Болотная площадь. Во время наводнения были уничтожены колоссальные запасы овса, сахара, яблок, муки и круп, из-за чего к лету резко возросли цены на эти продукты. А Болотный рынок был одним из крупнейших в Москве.
Большая Полянка. Люди с вещами бегут от воды.
Бегут, собрав свои вещи, оставив дома, которые уже затопило.
Тот, кто не дождался помощи, спасается на самодельных плотах.
Ещё как-то могли перемещаться по самодельным подмосткам, вернее, по доскам.
Вода всё не отступала.
Замоскворечье
Кремлевская набережная
Бульвар затоплен водой.
Москва продолжает тонуть.
Вид с Москворецкого моста
Дома ушли под воду
Завод Бромлей
Сергиевский мост – сейчас Андреевский
Пять дней вода держала москвичей в страхе. Газета «Биржевые ведомости» за 15 апреля: «Пока, конечно, трудно подсчитать убытки. В праздники не до этого было. Пока известно только, что пострадало от наводнения более 1500 домов, залита площадь в одном замоскворецком районе приблизительно в 4 миллиона квадратных саженей».
После того, как река вошла в свои берега, на многих постройках появились отметки уровня наводнения. Например, такая отметка сохранилась на Якиманской набережной, дом 4, стр. 1.
К слову, наводнение пошло на руку историкам. Было сделано много фотографий, благодаря которым теперь мы можем увидеть, как выглядели улицы и места, которые до этого никто не снимал.
link
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта