Русские в заграничных фильмах обычно связаны либо с коррупцией, либо с мафией, либо с закулисными политическими интригами. Образ русского в западном кино менялся неоднократно, но почти всегда был основан на штампах…
Товарищ Якушева. «Ниночка»
В фильме 1939 года «Ниночка» Грета Гарбо играет коммунистку Нину Якушеву, которая прибывает в Париж, чтобы забрать оттуда других посланцев Страны Советов, приехавших за границу с целью продажи экпроприированных драгоценностей.
Все бы хорошо, но в партийное дело товарища Якушевой вмешивается любовь...
Несмотря на сатирическую антикоммунистическую направленность ленты, советские «товарищи» в ней не лишены обаяния и даже самоиронии. В картине потрясающие диалоги. Фильм получил четыре номинации на «Оскар» и включен в фонд классики американского кино. Однозначно рекомендуем к просмотру.
Сьюзен Иванова. «Вавилон-5»
Ещё один женский персонаж в нашем рейтинге в исполнении актрисы Клауидии Кристиан. Сьюзен Иванова одна из членов команды станции «Вавилон-5», прошедшая за четыре сезона путь от старпома до генерала.
По сюжету сериала, родителями девушки были русские евреи, хотя сам сценарист сериала, Стражински, делал упор именно на русском происхождении Ивановой, объясняя оригинальный юмор и мировоззрение героини как «квинтэссенцию коллективного сознания «многострадального русского народа».
Из-за особых отношений Сьюзан Ивановой с Талией Винтерс, эта героиня считается одним из первых бисексуальных образов, выведенных в научной фантастике.
Лев Андропов. «Армагеддон»
В фильме Майкла Бея «Армагеддон», снятом в 1998 году, на станции «Мир» мы встречаем русского космонавта Льва Андропова, который почему-то одет в мятую майку с красной звездой и в ушанку.
На станции он живет один уже полтора года. Горючее на станции взрывается, но астронавтам и русскому полковнику удается спастись. Не без участия Андропова, кстати. В целом образ хотя и комичный, но достаточно толерантный.
Юрий Омович «Рок-н-ролльщик»
Как бы ни уверял Гай Ричи общественность в том, что в образ Юрия Омовича он вкладывал условное представление о русских олигархах, сходство этого героя с Романом Абрамовичем налицо. Как в прямом смысле (постоянная легкая небритость), так и в переносном (интерес к футболу и строительству стадионов).
Омович решает дела как при помощи переговоров, так и при помощи клюшки для гольфа. В целом персонажа нельзя назвать отрицательным, ничего отвратительного он не делает, даже способен испытывать что-то вроде влюбленности к своему бухгалтеру, которую, впрочем, в конце же и устраняют его люди.
Петровский. «Секс в большом городе»
Роль прославленного русского художника Петровского в сериале «Секс в большом городе» сыграл балетный гений Михаил Барышников.
В шестом сезоне у него роман с главной героиней, с Кэрри Брэдшоу. Он угощает её чаем с вареньем, кормит блинами, читает ей стихи и в целом ведет себя очень романтично, если не сказать сумасбродно. Наконец, он предлагает ей переехать в Париж. Но сказка, пусть и красивая, заканчивается.
Николай Радченко. «Красный скорпион»
В одной из африканских стран вспыхнула гражданская война. Руководство СССР принимает решение ввести в эту страну свои войска, а также устранить лидера повстанцев.
Для выполнения этой миссии в это африканское государство направляется лучший спецагент Николай Радченко (актер Дольф Лунгрен). Но тот проваливает задание, а затем, увидев, какие зверства чинят советские солдаты, и вовсе уходить жить в одно из местных племен.
Африканцы делают ему татуировку в виде красного скорпиона, и Николай начинает войну против своих – за справедливость. Благодаря ему повстанцы побеждают. В США фильм прошел незаметным: на дворе был уже 1988 год, «плохие русские» уже выходили из моды. Зато фильм стал «культовым» в позднем СССР: правда, показывали его не в кинотеатрах, а так называемых видеосалонах.
Иван Драго. «Рокки IV»
Судя по всему, голливудские специалисты по подбору актеров свято верят в норманскую теорию, поэтому на роль русского часто берут Лундгрена, чье происхождение, как известно, шведское.
В художественном фильме «Рокки IV» Сильвестр Сталлоне в образе боксера противостоит СССР. Противник у него очень серьезный: советский боксер Иван Драго (Дольф Лунгрен), сила удара которого достигает одной тонны. Терминатор СССР убивает на ринге Аполло Крида, друга Рокки, и последнему ничего не остается, чтобы бросит Драго вызов.
Бой состоялся в Москве. На матч, в Главный Спортивный Дворец СССР, пришли советские граждане в шапках-ушанках и в шубах. Однако их поддержка не помогла Ивану: Рокки применил новую технику и победил. Фильм также номинировался в 1985 году на премию «Золотая малина» как худший фильм, но «проиграл» в вышедшему в том же году «Рэмбо II».
Николай Лужин. «Порок на экспорт»
В остросюжетном боевике Дэвида Кроненберга «Порок на экспорт» много русских героев. Русским является и главный герой - вор в законе Николай, роль которого исполняет Виго Мортенсен.
Бывший муж Моники Белуччи Венсан Кассель играет в фильме Кирилла (тоже вор в законе), а Наоми Уоттс - Анну. В общем и целом, фильм полон «русских». Еще там есть «чеченцы», что придает особенную специфику сюжету.
Надо отдать должное Виго Мортенсену, он очень сознательно подошел к своей роли - приезжал в Россию и общался с уголовниками, изучал татуировки и блатной жаргон.
Иван Данко. «Красная жара».
Мы честно не хотели писать про милиционера Ивана Данко из художественного фильма «Красная жара», но больно уж колоритный это образ. Кто видел - тот не забудет, кто не видел, обязательно посмотрите «Красную жару».
В фильме ещё играет Джеймс Белуши. В «пиратских» закадровых переводах Горчакова, Гаврилова и Володарского фильм назывался «Красный полицейский», как и в переводе Дмитрия Пучкова.
Иван Крашинский. «Не отступать и не сдаваться»
Жан-Клод Ван Дамм сегодня является одним из заграничных «друзей» нашего президента, он часто приезжает в Россию на спортивные турниры, становится героем светской хроники... Можно сказать, что звездная карьера актера началась с роли русского.
В фильме 1986 года «Не отступать и не сдаваться» Ван Дамм играет злого русского каратиста Ивана Крашинского, который сначала ломает отцу главного героя ногу, а в финальном бою проигрывает его сыну поединок, что не удивительно: Джейсона учил каратэ дух самого Брюса Ли.
Во время релиза фильма Жан-Клод был ещё неизвестным артистом, за съемки он получил 250 долларов, но в фильме уже присутствуют все фирменные вандаммовские фишки: вертушки, шпагаты, нарастающая интрига перед финальным разрешением.
Борис Бритва. «Большой куш».
Редкий фильм Гая Ричи обходится без русских персонажей. Один из самых колоритных - Борис Бритва, или Борис-хрен-попадешь. Это один из ключевых героев в фильме «Большой куш».
По характеристике Турка (Джейсон Стэтхем) Борис Бритва «резкий как удар серпом по яйцам, тяжкий как молот — вылитый советский герб. Этого ублюдка просто невозможно убить». Так и оказывается - Борис Бритва показывает настоящие чудеса выживаемости.
Иван Ванко. «Железный человек 2»
Русские антигерои в голливудском кино - это уже классика. Иван Ванко - Хлыст - родом из «Вселенной Марвелл», но в фильме «Железный человек 2» этот образ претерпел изменения (имя взято у другого персонажа Марвелл - Красного Динамо).
Играет Ивана Ванко ещё один «друг России» Микки Рурк. Хлыст - главный злодей фильма. Он является сыном учёного Антона Ванко, который помогал Говарду Старку в его исследованиях. Но Ванко-старший оказался промышленным шпионом и его выслали из США, а в СССР из-за провала отправили в Сибирь на 20 лет.
Сам Иван успешно отправил партию советского оружейного плутония в Пакистан. После смерти отца Иван создаёт собственный миниатюрный ядерный реактор и конструкцию, с помощью которой он контролирует и использует в качестве оружия ручные энерго-хлысты.
Павел Чехов. «Звездный путь»
Павел Чехов - один из персонажей культового американского сериала «Звездный путь». По утверждению создателя сериала Джина Родденберри, он создал этого персонажа в ответ на критическую статью в газете «Правда», в которой якобы говорилось, что несмотря на лидерство СССР в исследовании космического пространства, на космическом корабле «Энтерпрайз» не было русских. Однако, по всей видимости, такой статьи в «Правде» никогда не было.
Кёниг, сыгравший Чехова в оригинальной версии сериала, всегда отрицал «российское происхождение» в истории о появлении его героя в сериале и заявлял, что персонаж появился на волне популярности Дэйви Джонса — вокалиста американской группы «The Monkees», и причёска Чехова только подтверждает это.
В одиннадцатом фильме «Звёздного пути», герой Антона Ельчина представляет зрителю Чехова как 17-летнего «вундеркинда», чьи математические способности не раз спасают «Энтерпрайз», а его акцент обеспечивает комический контраст происходящему на экране, например, он вынужден медленно и чётко произносить команды компьютеру, так как компьютер их не воспринимает, не понимая его неправильное произношение буквы W.
Полковник Зайцев. «Рэмбо-3»
Книга рекордов Гиннеса 1990 года издания отметила этот фильм как фильм с максимальным количеством насилия: в фильме содержится 221 сцена насилия и суммарно погибает более 108 человек.
При этом сценаристы ещё пожалели зрителей, в книге, по которой была снята лента, сцен насилия ещё больше. Например, в романе Зайцев приказывает облить афганского ребёнка кислотой, чтобы «расколоть» Траутмана.
«Рэмбо 3» был официально запрещён в СССР из-за ярко выраженной антисоветской пропаганды, хотя на VHS он все же проник в советские дома и видеосалоны. Главное зло в фильме - полковник Зайцев, который отличается крайним деспотизмом и жестокостью.
Юрий Комаров и все русские. «Крепкий орешек 5»
Если честно, то после просмотра пятой части «Орешка» становится обидно за эту серию, и за Брюса Уиллиса лично - уж больно несуразный получился фильм.
Если кратко, то сюжет фильма - белиберда и мешанина из штампов. Русские в фильме просто ужасны - сплошь коррумпированы и продажны, от олигарха Комарова до всей системы МВД.
Это первый дорогостоящий фильм за более чем пятнадцать лет, в котором нет ни одного хорошего русского. Москву в нем на две трети сняли в совершенно не похожем на нее Будапеште.
Алексей Рудевич
link
Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2015. 221 c.
ОтветитьУдалитьhttp://kinopressa.ru/transformatcii-obraza