Закон рынка гласит что-то вроде: чем вещь древнее и необычнее, тем дороже ее можно продать. Неудивительно, что за двести лет существования археологии в статусе официальной науки мировая общественность неоднократно сталкивалась со случаями фальсификации, порой настолько искусными, что люди умудрялись потратить на подделку целые состояния…
Археораптор
История одного из самых громких скандалов, разгоревшихся в археологических кругах, началась в июле 1997 года, когда крестьянин из китайской провинции Ляонин за пару долларов продал перекупщику обломки найденного им сланца со следами неизвестного ранее животного, напоминающего птицу с зубами.
Имена крестьянина и дилера остались неизвестны, и это в общем-то логично, учитывая то, что по китайским законам подобные сделки караются тюремным заключением. Летом 1998 года окаменелость была нелегально вывезена в США, где ее приобрел анонимный коллекционер.
По всей видимости, коллекционер все же не отличался особой анонимностью: уже через пару месяцев среди американских палеонтологов не оказалось ни одного человека, не осведомленного о необычной китайской находке.
Стивен Черкас, директор Музея динозавров, расположенного в штате Юта, приложил все свои усилия и собрал 80 тысяч долларов, чтобы перекупить окаменелость и досконально ее изучить (естественно, он намеревался сделать ее жемчужиной коллекции музея и обогатиться).
Черкас связался с Национальным географическим сообществом, и останки существа, получившего название Archaeoraptor liaoningensis («древний грабитель Ляонина»), были представлены на пресс-конференции, прошедшей в октябре 1999 года.
В ноябре в журнале National Geographic вышла статья, посвященная археораптору, в которой утверждалось, что недостающее звено между динозаврами и птицами наконец-то обнаружено. На протяжении следующих месяцев все мировое сообщество (в лице палеонтологов и детей младшего школьного возраста) было взбудоражено этим потрясающим открытием.
К середине 2000 года, когда останки археораптора были подробно исследованы, ученые пришли к неутешительному выводу: в их руках оказалась подделка, «летающий динозавр» был составлен из разных частей уже известных науке ископаемых животных.
Осенью того же года увидел свет номер National Geographic, в котором редакция и приглашенные палеонтологи признавали свою ошибку. Больше всего сокрушался Стивен Черкас: 80 тысяч он так и не «отбил».
Фигурки Акамбаро
Еще одна история с участием крестьян, жадных до наживы, произошла в Мексике, неподалеку от города Акамбаро. В июле 1944 года немецкий эмигрант и археолог-любитель Вальдемар Юлсруд обнаружил в размытой дождями земле глиняную фигурку, которая, как ему показалось, могла принадлежать древней культуре Чупикуаро.
Чтобы не тратить время и силы, Юлсруд нанял для раскопок местных крестьян, которым пообещал платить по 0,1 доллара за каждую обнаруженную статуэтку. В первый раз он удивился, когда крестьянам удалось достать из-под земли больше 30 тысяч фигурок. Ни одна фигурка в коллекции не повторяется.
Во второй — когда среди находок оказались статуэтки, достоверно изображающие динозавров и людей разных рас, что противоречило всем имевшимся на тот момент знаниям — от времени исчезновения последних гигантских ящеров до даты открытия Америки европейцами.
Помимо динозавров, Юльсруду удалось заполучить фигурки мифических существ, в том числе, похожих на драконов. Также в коллекции присутствуют статуэтки вымерших млекопитающих. Ни одна фигурка в коллекции не повторяется.
Коллекция Юлсруда уже успела стать популярной, пока в результате анализа, проведенного археологом Чарльзом С. Ди Песо, не выяснилось, что все найденные статуэтки — фальшивка. Фигурки были изготовлены крестьянами в короткий срок, причем при создании некоторых из них «скульпторы» черпали вдохновение из кино и комиксов.
Хрустальные черепа
Артефакты, нынешней популярностью обязанные сериалу «Звездные врата», фильму «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» и игре Assasin's creed, впервые были упомянуты в середине XIX века.
Тогда в некоторых изданиях начала появляться информация о перекупщиках, которым удалось приобрести модели человеческих черепов, изготовленных из цельных кусков кварца (горного хрусталя).
Повсеместно утверждалось, что черепа принадлежат к культурам ольмека и майя. Соответственно, совершенно непостижимым казался метод их изготовления, так как во времена вышеупомянутых цивилизаций не существовало подходящих инструментов.
К середине XX века было обнаружено тринадцать черепов. Большинство из них находятся в частных коллекциях, и приобретены они за баснословные деньги.
К сожалению коллекционеров, исследования, проведенные учеными в 2000-х годах, показали, что черепа были изготовлены в течение последних полутора веков — на их поверхности были обнаружены следы карбида кремния (синтезирован в 1893 году) и следы шлифовки при помощи современных вращающихся дисков.
Тиара Сайтаферна
Предмет, больше всего напоминающий пресловутую шапочку из фольги, стал известен в 1896 году. Именно тогда директор Лувра Альбер Кемпфен и самые знаменитые парижские историки, археологи и знатоки античного искусства признали в нем золотую тиару скифского царя Сайтаферна.
Выполненная из золота тиара поражала воображение: на ней в мельчайших подробностях были изображены сцены из древнегреческой мифологии, а выкованная дарственная надпись давала повод считать головной убор делом рук мастеров античного города-государства Ольвии, расцвет которого пришелся на IV век до н.э.
Кемпфен моментально добыл разрешение парламента Франции и выкупил тиару у одесских братьев-антикваров Гохманов за невероятные по меркам того времени 50 000 рублей.
Почти десять лет экспонат выставлялся в зале античного искусства, пока им не заинтересовались археологи Адольф Фунтвенглер и Александр Веселовский. Расследование привело их к ювелиру Израилю Рухомовскому. Оказалось, что Рухомовский сделал тиару по заказу Гохманов еще в 1895 году и получил за нее всего 1800 рублей.
Ювелир, не подозревавший о сделке между Гохманами и Кемпфеном, не только не оказался на скамье подсудимых, но и прославился, получив за свою работу золотую медаль Салона декоративных искусств. Тиара по-прежнему выставляется в Лувре — правда, ее пришлось переместить в зал попроще.
Гигантские скелеты
В 2004 году интернет запестрел снимками, на которых изображались раскопки двадцатиметровых человеческих скелетов. По легенде, эти находки были якобы сделаны в индийской пустыни, но вскоре после того, как фото было сделано, все материалы засекретили, а территорию оцепила армия.
Вскоре фотографии скелетов великанов уже показывали по телевизору, печатали в газетах, а на публичных дебатах обсуждали люди, считающие себя учеными. Данные фотографии посчитали доказательством существования библейской расы гигантов.
В Библии есть несколько упоминаний великанов-нефилимов, и вот самое известное из них: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6:4).
До сих пор в интернете появляются новости о том, что «Смитсоновский институт признал уничтожение тысяч скелетов гигантов», а фотографии и документация, подтверждающие существование библейских гигантов, вскоре будут доступны.
После независимой экспертизы фотографий гигантских скелетов выяснилось, что первый из снимков был сделан с применением графических редакторов для интернет-фотоконкурса, без какого-либо желания сделать из него мистификацию, и выиграл в номинации «Археологические аномалии–2».
Строительство Стоунхенджа
В 2013 году среди пользователей интернета распространилась статья, якобы доказывающая, что знаменитый памятник бронзового века Стоунхендж был построен между 1954 и 1958 годами. В качестве доказательств автор статьи прилагает множество фотографий «строительства» Стоунхенджа, в том числе – фото пустого поля с разметкой для будущего размещения камней и снимки бетонной замазки камней или трафаретов для изготовления пиктограмм.
Помимо прочих фотодоказательств, автор приводит компендиум фактов, предлагающий мыслить историю возникновения Стоунхенджа в парадигме конспирологической теории. Согласно ей, министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй Мировой. Во время конфликта территории близлежащих сел были выселены и якобы и по сей день находятся под властью военных структур.
Автор считает, что территория Стоунхенджа была выкуплена властями и на ней был искусственно возведен фальшивый памятник истории. Воспользовавшись военным положением, военные выселили жителей из окрестных областей и без свидетелей установили бетонные подделки, имитирующие древние мегалиты.
«На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный "центр древней цивилизации", "наследие великих предков", "памятник человечества", ставший (не сам собой, ясно дело) важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой "духовности"».
Несмотря на абсурдность данной информации, до сих пор не было дано никакого официального опровержения. Однако против данной фальсификации говорит множество фактов. Главным из них является наличие огромного количества документальных свидетельств о существовании Стоунхенджа, в том числе средневековые зарисовки, картины Нового времени и фотографии XIX и начала XX века.
Конечно, сторонники теории фальсификации Стоунхенджа говорят о том, что все эти документы, хранящиеся в сотнях архивов по всему свету, сфабрикованы в результате масштабного заговора. Однако наиболее убедительным аргументом против теории возникновения Стоунхенджа в 50-х является информация о реставрационных работах, проводившихся в это же время.
Стоит присмотреться к людям на фотографиях «строительства Стоунхенджа», чтобы понять, что вряд ли интеллигентных и пожилых людей в очках стали бы отправлять на такого рода работы.
На самом деле, темной историй Стоунхенджа является история его реставрации, в результате которой памятник претерпел сильные изменения. Первая реставрация началась еще в 1901 году, и продолжалась фактически до 1964-го, информация о работах тщательно скрывалась.
Однако теперь политика исторической памяти изменилась, и стало известно о том, что реставраторы с помощью подъемных кранов ставили камни и перемычки, укрепляли мегалиты и бетонировали их основания, чтобы воссоздать предполагаемый оригинальный образ Стоунхеджа. Фотографии этой реставрации и есть те «доказательства» строительства памятника в 50-х.
компиляция материала – Fox
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта