Во время пандемии важно не только почаще мыть руки, но и следить за своим психическим здоровьем — не впадать в депрессию, не поддаваться панике и не реагировать на слухи. В условиях самоизоляции и ограниченного общения это особенно сложно. Призывая всех сохранять спокойствие, Weekend напоминает, как паника по поводу и без повода провоцировала людей на безумные поступки…
В 1831 году во время эпидемии холеры в Санкт-Петербурге стали распространяться слухи о том, что никакой эпидемии нет, а на самом деле это не то борющиеся за независимость поляки по ночам травят овощи в огородах и воду в бочках, не то врачи насильно лечат здоровых людей. Слухи привели к панике, а паника — к бунту: 22 июня толпа горожан разгромила несколько лазаретов и выпустила больных. Во время погрома погибло несколько врачей и полицейских.
«Народ черной осердился на лекарей, морят людей и говорят, что холера, разбил три больницы, лекарей, фельдшеров, частных приставов, 5 карет побросали в каналы. Это, видно, Польша подкупила докторов так морить»
Военный Федот Гагаев, 1831
12 февраля 1949 года в столице Эквадора Кито началась массовая паника, когда жители города приняли радиопостановку по «Войне миров» Герберта Уэллса за новостной сюжет и решили, что на них напали инопланетяне. Слух о нападении быстро распространился по городу: несколько тысяч человек бежали в близлежащие горы и провели там ночь. Когда выяснилось, что никакого вторжения не было, слушатели сожгли радиостанцию.
«Полицию и пожарных направили в район аэропорта для противостояния пришельцам. Курсантам военной школы, включая моего брата Эдуардо, было приказано занять боевые позиции по периметру кампуса»
Очевидица событий Сесилия Алвар
В 1938 году жительницы небольшого английского города Галифакс перестали выходить на улицу, а те, что выходили, были вооружены — на случай, если придется отбиваться от маньяка, жертвами которого, по слухам, стали уже 12 женщин. Слухи о маньяке стали распространяться после нападения на женщину, которое пресса, вспомнив о том, что за 10 лет до этого в Галифаксе поймали местного жителя, преследовавшего женщин, назвала «возвращением террора». Усмирить панику удалось только представителям Скотленд-Ярда, которые, приехав в Галифакс, выяснили, что девять из 12 пострадавших женщин, впав в истерию, сами нанесли себе увечья.
«Паника закончилась. Теория о том, что полусумасшедший мужчина с дикими глазами бродит по округе и нападает на беспомощных женщин, оказалась безосновательной. Нет никаких данных, подтверждающих существование маньяка, прозванного в народе Тесаком»
Halifax Courier, 1938
Летом 1984 года жители Нидерландов практически перестали ходить на пляжи. Страх перед прибрежной зоной появился у голландцев после того, как газеты объявили об эпидемии насилия, захлестнувшей страну. Поводом стал инцидент на одном из пляжей, в ходе которого группа пьяных подростков до смерти избила 26-летнего мужчину. После этого газеты стали публиковать сведения практически обо всех драках на пляжах, превратив побережье в самую криминогенную область. Жертвами всеобщей паники стали владельцы пляжных кафе, разорившиеся из-за падения спроса, а сам страх перед пляжами исчез вместе с окончанием летнего сезона.
Фото: Rijkswaterstaat/Jurriaan Brobbel
В 1999 году родительские комитеты по всей Бельгии начали выходить на митинги против Coca-Cola после появления сообщений о том, что за неделю напитком отравились более 100 школьников. Говорили, что у некоторых детей наблюдали судороги, потерю сознания и приступы тошноты,— вскоре родители завалили Министерство здравоохранения открытыми письмами с требованиями разобраться. Coca-Cola отозвала партию из 30 млн бутылок и начала внутреннее расследование, не принесшее результатов. К таким же выводам пришло и Министерство здравоохранения: не обнаружив в напитке ни яда, ни холерной палочки, власти пришли к выводу, что родители стали жертвами массовой истерии.
В 1937 году советские школьники в панике отказались носить зажимы для пионерского галстука в форме костра, считая, что в нем зашифрован контрреволюционный код. Согласно слуху, охватившему детей от Крыма до Москвы, на зажиме был изображен профиль Троцкого и зашифровано словосочетание «троцкистско-зиновьевская шайка». НКВД провело расследование и, не найдя на зажиме Троцкого, попыталось унять панику: учителя стали говорить детям в школах, что слух о тайных знаках распустили враги. Вернуть доверие детей к зажимам не удалось: именно после этого пионеры стали завязывать свои галстуки.
«Если перевернуть значок вверх ногами, три языка пламени образуют букву Т, что значит — троцкистская. Если повернуть его боком, эти же языки пламени оказываются буквой 3 — зиновьевская. А если смотреть на рисунок прямо, то получится буква Ш — шайка. Значит, враги изобразили на нем свой символ: троцкистско-зиновьевская шайка»
Михаил Николаев, 1985
После сообщения о смерти двух детей на Хэллоуин в конце 1970-х — начале 1980-х по всем Соединенным Штатам стали отменять празднование Дня всех святых: родители начали бояться «извращенцев, которые вкладывают лезвия, иглы и яд в сладости» их детей. В тех же городах, где Хэллоуин все-таки проходил, во многих больницах появилась услуга рентгена сладостей: в конце 1980-х на такой рентген родители тратили около $1 млн в год.
«Когда появились первые сообщения об отравленной пище, власти настоятельно призвали родителей везде сопровождать своих детей и предварительно кормить их, чтобы они избежали соблазна тут же съесть сладости»
The New York Times, 1982
В 1973 году в США случился дефицит туалетной бумаги после того, как телеведущий Джонни Карсон пошутил, что в стране случился дефицит туалетной бумаги. Зрители Карсона, ведущего The Tonight Show, одной из самых рейтинговых программ на американском телевидении, тут же начали скупать туалетную бумагу по всей стране, так что продавцы ввели лимит на два рулона в одни руки и повысили цену в два раза. Хотя Карсон довольно быстро извинился, сказав, что пошутил и не хотел вызвать панику, дефицит туалетной бумаги в стране продолжался более четырех месяцев.
«Если бы люди так не психовали из-за туалетной бумаги, все было бы хорошо»
Марк Холлис, вице-президент Publix Super Markets Inc.
В апреле 1954 года автомобилисты Сиэтла и близлежащих городков стали требовать от властей объяснить происхождение царапин и крошечных щербинок на лобовых стеклах их автомобилей. Ходили слухи, что эти повреждения могли быть вызваны космическими лучами, испытаниями радиоактивного оружия, а также песчаными блохами, откладывающими в стеклах яйца. Под давлением жителей власти установили КПП на въезды в населенные пункты и стали рассказывать водителям о возможных рисках для машины. Конец панике положили результаты экспертизы 3 тысяч лобовых стекол: выяснилось, что около 5% из них были испорчены вандалами, а остальные были старыми стеклами со следами износа, которые владельцы раньше просто не замечали.
Фото: Museum of History & Industry, Seattle Post- Intelligencer Collection
В декабре 1688 года по всей Англии люди начали в панике скупать оружие, точить вилы и вырубать леса, чтобы блокировать дороги, собрать ополчение и организовать ночное освещение улиц. Такой масштабный переполох был вызван слухами о том, что после свержения с трона Якова II — последнего английского правителя-католика — страну захватили отказавшиеся служить короне ирландские солдаты, которые режут детей и женщин и сжигают целые города, мстя за своего короля. Паника продолжалась около двух недель, охватив 19 округов страны. Жертвой стал один человек — принятый горожанами Долгеллау за ирландца чиновник акцизного ведомства.
«Старые и молодые палили из оружия, быстро стучали барабаны, женщины для большего шума лупили по сковородкам и кастрюлям, удивительно, но ложь сыграла здесь на стороне добра — внимание вооруженных горожан было занято солдатским мятежом и они не устроили восстания»
Терриси, посол герцога Тосканского в Лондоне, 1688
В 1948 году в США начали устраивать массовые сожжения комиксов: родители, учителя и священники, обеспокоенные тем, что комиксы развращают детей и провоцируют среди них насилие, заставляли школьников ходить по домам и собирать журналы, а потом сжигать их во дворах школ и церквей. Паника среди взрослых была вызвана решением Национальной ассоциации родителей и учителей запретить продажу комиксов несовершеннолетним, которое в свою очередь было вызвано статьями психиатра Фредрика Вертама, утверждавшего, что комиксы склоняют детей к садизму, мазохизму, гомосексуальности и мастурбации. Массовое родительское беспокойство привело к созданию в 1954 году цензурного Кодекса издателей комиксов, запрещающего все — от изображения чиновников и полицейских в неприглядном виде до упоминания слова «ужас».
«Следуя сценарию преподобного Теона Шона, ученики провели суд над четырьмя персонажами комиксов, которых изображали старшеклассники: все четверо признали себя виновными в том, что "вводят детей в заблуждение и опасно влияют на умы молодежи"»
Бонни Вульферс, учившаяся в школе Святой Марии в 1949 году
Фото: Cinecom Pictures
В 1870-х годах крестьяне в Пензенской, Орловской, Полтавской, Харьковской и Московской губерниях начали в страхе уничтожать иконы, которые, как они считали, были написаны сажей адского пепла и кровью сатаны. По легенде, распространившейся в то время, продавшие душу дьяволу иконописцы под изображением святых прятали чертей, чтобы верующие, думая, что молятся богу, на самом деле молились дьяволу. Церковная власть кое-как уняла панику: хотя во время проверки сомнительных икон в большинстве случаев никаких чертей под верхним слоем краски не находили, все эти иконы были испорчены и в итоге все равно уничтожены.
«Ради увеличения сбыта один иконщик заказывает так называемые подделки "под древность" с чертиками на грунте и, набрав такого товара, едет и распродает иконы с чертиками, а следом за ним едет другой иконщик, но у этого уже все иконы без чертиков. Приехав в село, следующий за первым второй плут предлагает свой товар, но ему отвечают, что "уже накупились"; тогда он просит показать ему и, зная, где искать потайных чертиков, объявляет, что это у них иконы "не христианские, а адописные", и в подкрепление своих слов тут же сколупывает на иконе краску и открывает изумленным крестьянам дьяволенков по всем их иконам»
Николай Лесков, «Об адописных иконах», 1871
В 1630 году во время эпидемии чумы в Милане прошел слух, что болезнь специально распространяет шайка злоумышленников. Причиной слухов стала обнаруженная на дверях Миланского собора загадочная грязь. Пытавшегося отмыть ее старосту на всякий случай убили, что положило начало массовой резне, жертвами которой стали врачи, красивые женщины, подозреваемые в колдовстве, и просто прохожие. Пика психоз достиг, когда горожане начали доносить сами на себя. Точное количество жертв этой паники не известно.
Фото: Wellcome Library, London
В новогоднюю ночь на 1980 год на Центральном телевидении СССР был отменен показ выступления немецкой группы Dschinghis Khan с песней «Moskau» из-за того, что многие зрители боялись скрытого в песне фашистского послания. Слух о том, что немецкая группа на самом деле поет о том, как забросает Москву бомбами и на обломках Кремля построит концлагеря, посеял небольшую панику среди обычных граждан, а самые ответственные даже стали спрашивать у сотрудников КГБ, что делать с пластинками группы. Паника быстро передалась власти на местах: где-то «Moskau» стали изымать из продажи, где-то закрывать дискотеки, на которых ставили песню.
«Москоу-москоу, забросаем бомбами,
На развалинах Кремля будем танцевать!»
В таком виде песню исполняли в пионерских лагерях
В 1760-х годах жители европейских стран и США начали массово снимать с домов, ратуш и церквей недавно появившиеся в обиходе громоотводы. Паника была вызвана тем, что пасторы называли громоотводы еретическими жезлами, которые мешают Богу выразить свой гнев. В пример приводили землетрясение в Массачусетсе в 1755 году, в котором винили Бенджамина Франклина, придумавшего уводить электрический заряд с крыши по железному стержню в землю: не дав божьему гневу разрядиться в молниях, он накликал на город еще более страшную кару. Только после того, как в 1769 году молния разорвала не оборудованный защитой склад в итальянском городе Бреша, где хранился весь запас пороха Венецианской Республики, в результате чего погибло, по разным данным, до 3000 человек, а часть города была разрушена, громоотводы стали возвращать на крыши.
Фото: Jan Kozak Collection, NISEE, University of California, Berkeley
2 декабря 2009 года жители Саратова скупили всю питьевую воду в магазинах и аптеках города, а также канцелярский скотч. Поводом для массовых закупок стали слухи о том, что в городе бушует легочная чума и что власти собираются провести авиационную санобработку вакцинами, дустом или другими ядохимикатами, которые попадут в источники воды и сделают ее опасной для употребления. Скотч нужен был, чтобы заклеить окна и двери. Несмотря на то что власти о чрезвычайной ситуации не объявляли, люди утверждали, что слышали эту информацию по радио и телевизору. Источником слухов стало сообщение студента медицинского вуза на городском форуме: «Результаты вскрытия саратовцев, скончавшихся от свиного гриппа, схожи с описанием в медицинской литературе с результатами вскрытия больных легочной чумой. Сегодня в Саратове планируют распылять реагенты против чумы с самолетов».
«"Ну вот, все отпрашиваются с работы, а нас не отпускают",— чуть не плачет молоденькая кассирша. Продавщица постарше переживает, куда бы запереть на ночь корпоративного кота Рыжика, "чтобы дезинфекции не надышался"»
«Новая газета»
В апреле 1979 года десятки тысяч американцев встали в очереди на автозаправки с целью запастись бензином перед масштабным топливным и энергетическим кризисом, ожидание которого спровоцировали новости о революции в Иране и аварии на АЭС в Пенсильвании. Боясь остаться без бензина, американские семьи стали отменять отпуска и переносить праздничные мероприятия, чтобы попасть на заправку. Из-за повышенного спроса бензин в некоторых штатах действительно закончился — во многом потому, что, выстаивая на холостом ходу в многочасовых очередях, автомобилисты сжигали в среднем 150 000 баррелей нефти в день.
Фото: Reed Saxon, AP
В 1997 году в Новом Орлеане чуть не отменили карнавал Марди Гра из-за слухов, что тайный преступный синдикат собирается отлавливать туристов, приехавших на праздник, и вырезать у них почки. Городская легенда о злодеях, которые продают похищенные почки на черном рынке, ходила по разным городам США с начала 1990-х, но жителей Нового Орлеана серьезно напугала только в 1997-м: тогда местная полиция получила сотни сообщений с требованием обеспечить безопасность туристов или отменить грядущий праздник. Полиция объявила, что Марди Гра пройдет как обычно и что опасность не грозит никому, кроме тех, кто распространяет беспочвенные алармистские слухи.
В 2002 году в восточной части индийского штата Уттар-Прадеш более ста человек заявили, что стали жертвами нападения пришельцев, насекомых-мутантов из Пакистана и террористов, вооруженных лазерным оружием. Массовая паника, начавшаяся с рассказов нескольких местных жителей о том, как они наблюдали таинственный ослепляющий свет, закончилась штурмом местного отделения полиции, в ходе которого представители правопорядка застрелили одного человека и ранили 12. Чем была вызвана истерия, до сих пор не установлено: ученые из Индийского технологического института предполагают, что виной всему были аномальные молнии.
«Возможно, слухи распространяются быстрее среди необразованных; возможно, страх перед пришельцами просто вытеснил беспокойство по поводу неспособности государства защитить благосостояние своих граждан»
The New York Times
В 1899 году на северо-востоке США жители городов от Бостона до Атланты начали травить всех подряд летающих насекомых из-за страха оказаться жертвой жуков-убийц. Слухи о появлении нового вида насекомого, после укуса которого у жертвы опухают глаза и губы, а через несколько часов наступает смерть, распространились после серии заметок в одной из бостонских газет, рассказывающих об аллергических реакциях на укусы клопов. Массовая истерика, жертвой которой пали даже пчелы, прекратилась только после вмешательства Министерства сельского хозяйства США.
4 октября 2016 года около 500 учащихся Университета штата Пенсильвания вышли на улицы кампуса, разделились на отряды и приступили к поискам клоунов-убийц. Мобилизация студентов случилась после того, как накануне кто-то спроецировал на стену университетского здания кадр из «Оно» по Стивену Кингу. Студенческий марш журналисты назвали апофеозом клоунской паранойи в США — сообщения о подозрительных клоунах появлялись в американской прессе на протяжении многих лет, но никогда не имели под собой никаких реальных оснований.
Фото: Mitch Stewart; Onward State / twitter.com
В 1969 году жители французского Орлеана объявили бойкот шести магазинам одежды, владельцы которых, как считалось, занимались работорговлей. По слухам, эти шестеро — все были евреями — незаметно вкалывали наркотики молодым христианкам, когда те находились в примерочных, а затем продавали их в сексуальное рабство за границу. Жители города в страхе отказывались ходить в эти магазины, а их сотрудники — вне зависимости от национальности — начали получать угрозы. Паника остановилась только после того, как местные газеты — и левые, и правые,— а за ними и пресса по всей стране осудили распространение антисемитских мифов. Часть жителей Орлеана продолжила бойкотировать еврейские магазины, посчитав, что «пресса куплена евреями», а другая часть решила, что виной всему были живущие в городе немцы, которые распустили слух, чтоб евреям насолить.
«Люди собирались толпами у магазина, тыкали в нас пальцами. Я чувствовал себя, как животное в клетке. Когда нужен козел отпущения, всегда используют евреев»
Генри Лихт, менеджер магазина, 1969
Комментариев нет:
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта